У статті досліджується питання формуванння змісту курсу загальної фізики у вітчизняній вищій школі від її зародження до запровадження уніфікованої системи вищої освіти у1930-х рр. Висвітлюються особливості його реалізації у навчальних програмах та українських підручниках для вищих навчальних закладів. На основі історико-методичного аналізу розвитку змісту фізичної освіти обгрунтовується висновок щодо соціокультурної зумовленості цього процесу, його відповідності напрямам розвитку європейської науки та освіти. Охарактеризовано основні етапи становлення курсу загальної фізики від поступового окреслення в якості самостійного предмету, до формування фундаментальної університетської дисципліни на принципах науковості та систематичності. Визначено тенденції розбудови курсу загальної фізики на різних етапах розвитку вищої освіти в Україні: виокремлення змісту фізики в структурі курсів натуральної філософії; систематизація елементів змісту за класичними фізичними теоріями; систематизація та посилення науковості змісту; посилення техніко-виробничої спрямованост змісту; уніфікація змісту курсу загальної фізики.
В статье исследуется вопрос формуванння содержания курса общей физики в отечественной высшей школе от ее зарождения до внедрения унифицированной системы высшего образования в 1930-х гг. Освещаются особенности реализации содержания в учебных программах и отечественных учебниках физики для высших учебных заведений. На основе историко-методического анализа развития содержания физического образования обосновывается вывод относительно социокультурной обусловленности этого процесса, его соответствия направлениям развития европейской науки и образования. Охарактеризованы основные этапы становления курса общей физики от выделения в качестве самостоятельного учебного предмета до формирования
фундаментальной университетской дисциплины, содержание которой строится по приинципам научности и систематичности, как результат историко-дидактического развития современного физического образования в высшей профессиональной школе. Определены тенденции развития курса общей физики на разных этапах развития высшего образования: выделение содержания физики в структуре курсов натуральной философии на основе современных достижений европейской физической науки и формирования самостоятельной учебной дисциплины; систематизация элементов содержания за классическими физическими теориями; стандартизация, систематизация, усиление научности содержания, создания перших отечественных учебников для высших учебных заведений; политехнизация содержанию курса общей
физики, усиления его технико-производственной направленности; ввод типичных учебных программ и стабильних учебников по курсу общей физики и его технико-производственной направленности; внедрение типичных учебных программ и стабильных учебников по курсу общей физики и его
унификация.
The article examines the content formation issues of general physics course in the national high school from its inception to the implementation of a unified system of higher education in the 1930s. It reflects the peculiarities of its implementation ineducational programs and textbooks for Ukrainian universities. On the basis of historical and methodical analysis of the physical education content, the social
and cultural conditioning of the following process and its compliance with the directions of the development of European science and education are proved.The mainstages of the general physics course formation are characterized from its gradual setting as a separate subject to the formation of basic university courses, the content of which was based on the principles of scientificity and systematicity, strong historical and
didactical foundations were laid in order to build the modern physical educational system in higher professional school.The tendencies of development of general physics course at different stages of higher education development are determined: separation of physics courses content within the structure of natural philosophy courses on the basis of modern Europeanphysical science achievements and formation of self-discipline; systematization of the content elements according to classical physical theories; standardization and systematization, strengthening the scientific character of the content; creation of the first national textbooks for higher education; polytechnization ofthe general physics course content, enhancing its technical and industrial focus; implementation of common curricula and fixed textbooks for general physics
course and its unification.