Запропоновано і практично перевірено метод доекспериментальної валідизації тестових за-вдань з фізики, який грунтується на використанні алгоритму створення і валідизації тестових за-вдань з фізики. Створені оригінальні класифікації фізичних понять, їх властивостей і запитань про них. Одержані висновки про вплив форми тестового завдання на його трудність і валідність і про найкращі умови застосування різних форм тестових завдань. Визначені і докладно описані особ-ливості формулювання тестових завдань, які впливають на їх валідність. Запропонована кон-цепція чотирьох груп трудності тестових завдань разом з критеріями для однозначного віднесення завдань до однієї з цих груп. Створені процедури складання і валідизації тестових завдань різних типів змісту.
на использовании алгоритма создания и валидизации тестовых заданий по физике.
Созданы оригинальные классификации понятий, применяемых в физике, всевозможных проявлений физических понятий и всевозможных вопросов о любых проявлениях любых физиче-ских понятий. Предложенные классификации позволяют получить общую классификацию кон-трольных вопросов по физике и определяют структуру алгоритма создания и валидизации тесто-вых заданий по физике.
Получены и экспериментально подтверждены выводы о влиянии формы тестового задания на его трудность и валидность. Показано, что принципиально форма тестового задания не влияет на его трудность, которая полностью определяется содержанием задания (при условии его валид-ности). Однако форма задания обуславливает ориентацию и распределение внимания испытуемого и, таким образом, влияет на валидность задания. Сформулированы оптимальные условия и требования к применению разных форм тестовых заданий по физике – выбор верного варианта ответа, восстановление соответствия между элементами двух списков, конструирование ответа, выбор верного варианта из удлиненного списка вариантов ответа.
Замечены и подробно описаны особенности формулировок тестовых заданий, которые влияют на их валидность, а именно: смысловой диапазон вариантов ответа, группы похожих вариантов, одинаковые элементы в вариантах ответа, длина вариантов, степень полноты и конкретности вариантов, употребление в вариантах ответа выражений, характеризующих степень вероятности или общности данного факта; употребление выражений, неточно характеризующих количественные отношения; полное или частичное перекрывание вариантов ответа, синтаксическая согласованность вариантов ответа с вопросом.
Предложена концепция четырех групп трудности тестовых заданий вместе с критериями для однозначного соотнесения заданий с одной из этих групп.
Созданы подробные процедуры для выбора содержания заданий нужной трудности, а также процедуры создания и валидизации тестовых заданий по физике. Отдельные процедуры предназначены для составления заданий с вербальной, формульной, числовой, простой или составной формой ответа. Процедуры подкреплены многочисленными примерами тестовых заданий по физике и этапов их составления. Предложены также процедуры для выбора и воплощения подходящей формы для тестового задания данного содержания. Они также подкрепляются примерами тестовых заданий и примерами формулировок инструкций для испытуемых.
Перечисленные результаты положены в основу алгоритма создания и валидизации тесто-вых заданий по физике. Алгоритм состоит из основной части и нескольких специальных таблиц и процедур, к которым есть обращения из основной части алгоритма. Основная часть алгоритма состоит из черырех разделов, которые соответствуют составлению тестовых заданий четырех групп трудности. Каждый из этих разделов включает:
• процедуру выбора (или составления) содержания задания для данного уровня трудности;
• обращение к “таблице вопросов” с целью определить, к какому из двеннадцати логичес-ких типов относится данное контрольное задание;
• обращение к соответствующему разделу “таблицы тестовых заданий”, где даются конкре-тные указания для представления данного контрольного задания в виде тестового задания. Здесь предлагаются формулировки тестового вопроса или указания к их составлению, а также списки вспомагательных фраз для облегчения придумывания достаточного количества неверных вариан-тов ответа;
• ссылки к соответствующим процедурам составления и валидизации тестовых заданий, выбора и воплощения подходящей формы тестового задания.
Алгоритм содержит свыше 70 конкретных примеров тестовых заданий.
Экспериментально подтверждено, что разработанная методика создания и валидизации те-стовых заданий по физике является доступной и эффективной, создает новые возможности для контроля результатов обучения, позволяет повысить мотивацию учебной деятельности студентов (учеников) и их ответственность за свою работу.
The method of up-to-experimental validation of the test tasks on physics based on use of special algorithm is offered. The classifications of concepts used in physics are developed; possible displays of physical concepts and possible questions on displays of different physical concepts. The conclusions about influence of the form of the test task on its difficulty and validity, about optimum conditions of application of the test tasks are received. There are investigated and in detail features of the formulations of the test tasks are described which influence on their validity. The concept of groups of difficulty of the test tasks and criterion for unequivocal correlation of the tasks from one of these groups is offered. The detailed procedures of drawing up or choice of the contents of the tasks of the necessary difficulty, and also procedure of creation or choice of the test tasks with verbal, formula or numerical, simple or compound form of the answer are developed. The examples of the test tasks on physics are resulted. The listed results are fixed in a basis of the mentioned algorithm of creation and validation of the test tasks on physics.