Вичерпна передмова до соціальної та освітньої філософії
П. Слотердайка пов’язана з його дослідженнями. Проаналізовано
в контексті антропотехніческого повороту концепти вправ, звичок,
інертності і пост-пасивності в якості основи освіти, яка може
змінити людину. Простежено зв’язок філософії та освітніх практик
від стародавніх греків до сучасності у версії Слотердайка. Поворот
філософії до життя розглядається як актуалізація пайдейї, що активізує
її освітній потенціал. Пояснюється конструювання нової ролі реальності
в освіті. Тенденція педагогічного вторгнення в політику виступає
домінуючим мотивом міркування Слотердайка на кордонах відкритої
педагогічної галузі знання як місця інтенсивної педагогічної взаємодії.
Показані суперечності між резоном школи й резоном держави та їх
наслідки. Дослідження Слотердайка в освітній та політичній сферах
можуть бути застосовані до аналізу українських реалій.
Исчерпывающее предисловие к социальной и образовательной философии
П. Слотердайка связано с его исследованиями. Проанализировано в контексте
антропотехнического поворота концепты упражений, привычек, инертности
и пост-пассивности в качестве основы образования, которое может изменить человека. Прослежена связь философии и образовательных практик от древних греков до современности в версии Слотердайка. Поворот философии к жизни рассматривается как актуализация пайдейи, что активизирует ее образовательный
потенциал. Объясняется конструирование новой роли реальности в образовании.
Тенденция педагогического вторжения в политику выступает доминирующим
мотивом рассуждения Слотердайка на границах открытой педагогической области знания как места интенсивного педагогического взаимодействия. Показаны
противоречия между резоном школы и резоном государства и их последствия.
Исследования Слотердайка в образовательной и политической сферах могут
быть применены к анализу украинских реалий.
A comprehensive introduction to P. Sloterdijk’s social and educational philosophy
is connected with their verifications. It is analyzed in the context of the anthropologicaltechnical
turn the concepts of exercises, habits, inertia and post-passivity as a foundation
of education which may change the human being. The connection of philosophy and
educational practices from the ancient Greeks to Modernity in Sloterdijk’s version
is traced. The return of philosophy to life is regarded as actualization of paideia that
makes its educational potential active. The construction of a new role of reality in
the education is explicated. The tendency of pedagogical invasion into politics is a
dominant motif of Sloterdijk’s arguing on the borders of the open pedagogical province
as the place of intensive pedagogical interaction. The contradictions between school
raison and state raison and their consequences are showed. Sloterdijk’s explorations
in the educational and political fields can be applied to analyzing Ukrainian realities.