В статті розглядається «суспільство знань»
як особлива ситуація буття та самовизначення
людини. Для її опису застосовується модель, що
складається з трьох компонентів. Це, по-перше,
спосіб опанування та асиміляції людиною минулого — культурна пам’ять.
По-друге, здатність опановувати простір можливого — креативність
особи; водночас це і розв’язання питання про горизонт очікувань: «яке
майбутнє для людини можливе?» По-третє, автономія особистості як
режим «існування-у-світі». Таким чином «положення людини» схоплюється у трьох вимірах: минулого, майбутнього, наявного, в кожному
з яких простежується ефект суспільства знань. Його головні параметри:
перевага практик забуття та штучних засобів зберігання інформації над
практиками пам’яті; ерозія людської креативності, зокрема пізнавальної
здатності; трансформація автономії особи у вигляді переходу від самості
до сингулярності. Загальною особливістю «суспільства знань» виступає
глибока трансформація знання у різноманітні інформаційні констеляції
та примат гнучкості і швидкості оперування з інформацією над узвичаєними інтелектуальними процедурами і практиками. Відтак набуття мобільності особи стає основною вимогою в сучасній освіті та критерієм
її успішності.
В статье рассматривается «общество знаний» как особая ситуация бытия и самоопределения человека. Для ее описания применяется модель, состоящая из трех компонентов.
Это, во‑первых, способ овладения и ассимиляции человеком прошлого — культурная
память. Во-вторых, способность овладевать пространством возможного — креативность
личности; одновременно это и решение вопроса о горизонт ожиданий: «какое будущее для
человека возможно?» В-третьих, автономия личности как режим «существования-в-мире». Таким образом «положение человека» схватывается в трех измерениях: прошлого,
будущего, настоящего, в каждом из которых прослеживается эффект общества знаний.
Его основные параметры: преобладание практик забвения и искусственных средств хранения информации над практиками памяти; эрозия человеческой креативности, в частности познавательной способности; трансформация автономии личности в виде перехода от
самости к сингулярности. Общей особенностью «общества знаний» выступает глубокая
трансформация знания в различные информационные констелляции, а также примат гибкости и скорости оперирования с информацией над общепринятыми интеллектуальными
процедурами и практиками. Поэтому приобретение мобильности личности становится
основным требованием в современном образовании и критерием его успешности.
The “knowledge society” as a special situation of being and self-determination rights
is considered in the article. For its description model is used, which consists of three
components. It is, firstly, the way of human acquirement and assimilation of the past —
the cultural memory. Secondly, the ability to acquire a space of possible — person’s
creativity; at the same time it solves the issue of the expectations’ horizon: “What future is possible for humans?” Thirdly, the autonomy of the personality as a mode of “being-inthe-
world.” Thus “the human state” picks out in three dimensions: past, future, present,
in each of which can be traced effect of the knowledge society. Its main parameters: the
predominance of practices of oblivion and artificial means of storing information over the
practices of memory; erosion of human creativity, including cognitive ability; transformation
of individual autonomy as a transition from selfness to the singularity. A common feature of
the «knowledge society» is a profound transformation of knowledge into various information
constellations, and the primacy of the flexibility and efficiency of operation with information
over accepted intellectual procedures and practices. That’s why acquisition of the person’s
mobility becomes a basic requirement in modern education and the criterion of its success.