У статті розглядається проблема створення інклюзивних ресурсних центрів – закладів, які мають надавати
комплексну науково-методичну, консультаційно-інформаційну координуючу допомогу команді супроводу дитини з
особливими потребами в загальноосвітньому закладі із залученням наявного матеріального та кадрового ресурсу
спеціальних навчальних закладів та навчально-реабілітаційних центрів. Здійснено аналіз становлення спеціальної та
впровадження інклюзивної освіти в Україні, зокрема – в Дніпропетровській області. Розглянуто публікації вітчизняних
науковців, у яких окреслено перспективні напрями розвитку освіти дітей з різними формами порушень фізичного та
розумового розвитку. Відзначено особливі риси ресурсних центрів, які функціонують у Канаді та оглянуто моделі інклюзивних
ресурсних центрів, вже створених в Україні. Запропоновано модель інклюзивного ресурсного центру, яка увібрала кращі
зарубіжні та вітчизняні напрацювання в цьому напрямі та максимально врахувала реальний матеріальний та кадровий
потенціал Дніпропетровської області.
В статье рассматривается проблема создания инклюзивных ресурсных центров – учреждений, которые должны
предоставлять комплексную научно-методическую, консультативно-информационную координирующую помощь команде
сопровождения ребенка с особыми потребностями в общеобразовательном учреждении с привлечением имеющегося
материального и кадрового ресурса специальных учебных заведений и учебно-реабилитационных центров. Осуществлен
анализ становления специального и внедрения инклюзивного образования в Украине, в частности – в Днепропетровской
области. Рассмотрены публикации отечественных ученых, в которых обозначены перспективные направления развития
образования детей с различными формами нарушений физического и умственного развития. Отмечены отличительные
черты ресурсных центров, функционирующих в Канаде, и рассмотрены модели инклюзивных ресурсных центров, уже
созданных в Украине. Предложена модель инклюзивного ресурсного центра, которая вмещает лучшие зарубежные и
отечественные наработки в этом направлении и максимально учитывает реальный материальный и кадровый потенциал
Днепропетровской области.
In the article is examined the problem of building inclusive resource centers – establishments which must give a complex
scientific-methodical, advisory and information support team coordinating help of a child with special needs in the educational
institutions with the use of available material and human resources specialized schools and training and rehabilitation centers. It
made a special analysis of the formation of special and inclusive education in Ukraine, in particular – in the Dnipropetrovsk region.
The publication of domestic scientists in which identifies promising directions of development of education for children with various
forms of violations of the physical and mental development are consider. Marked by the distinctive features of the resource centers
operating in Canada, and are considered a model of inclusive resource centers already created in Ukraine. The model of inclusive
resource center is offered which contains the best foreign and domestic works in this direction and maximally take into account the
real material and skilled potential of the Dnepropetrovsk area.