В статье анализируется проблема семейных ресурсов в семье одинокого отца, имеющего умственную отсталость, и воспитывающего двух сыновей подросткового и юношеского возраста в ситуации экстремальной бедности. Методология исследования построена на модели качественного исследования единичного случая с использованием феноменологического («жизненный мир») и герменевтического подходов. В результате исследования были получены целостные описания жизненного мира отца; структурные, конститутивные и сущностные элементы его повседневного родительского опыта. Показано, что жизненный мир семьи структурируется способами совладания с ситуацией экстремальной бедности в условиях крайней социальной исключенности, контролируется семейной историей и имеет классовую социо-экономическую природу. Семейные ресурсы: здоровье, образование, социальный контекст и экономические условия семьи и ее членов характеризуются различными ограничениями и чрезвычайной зависимостью от «донорских» источников. Поднимается морально-этическая проблема роли специального образования и «универсальных» ценностей в структурировании элементов жизненного мира таких семей.
У статті аналізується проблема сімейних ресурсів в сім'ї одинокого батька, що має розумову відсталість, і виховує двох синів підліткового і юнацького віку в ситуації екстремальній бідності. Методологія дослідження побудована на моделі якісного дослідження одиничного випадку з використанням феноменологічного («життєвий світ») і герменевтичного підходів. У результаті дослідження були отримані цілісні опису життєвого світу батька; структурні, конститутивні і сутнісні елементи його повсякденного батьківського досвіду. Показано, що життєвий світ сім'ї структурується способами совладания з ситуацією екстремальної бідності в умовах крайньої соціальної виключеності, контролюється сімейною історією і має класову соціо-економічну природу. Сімейні ресурси: здоров'я, освіта, соціальний контекст та економічні умови сім'ї та її членів характеризуються різними обмеженнями і надзвичайною залежністю від «донорських» джерел. Піднімається морально-етична проблема ролі спеціальної освіти і «універсальних» цінностей у структуруванні елементів життєвого світу таких сімей.
The article is analyzing a problem of family resources in the family of single father with mental retardation upbringing two adolescents in the conditions of extreme poverty. Research methodology based on the model of the case study qualitative research within the phenomenological “life world” and hermeneutics approaches. The study has gotten whole description of the father’s “life world” and its structural and essential elements constituting it. It is shown that family “life world” is structured by experience of coping with the extreme poverty within the context of strong social exclusion, and is controlled by the father’s family story and has class socio-economic nature. Family resources such as: health, education, social context and economic conditions of the family and its members are characterized as being affected by different type of limitations and dependence on external “donor’s” sources. The discussion is lifting up the moral-ethical problem of special education and “universal” values and what role should they play in the process of structuring essential elements of ” the life world” experience in such families.