У статті розглядається проблема формування компетентного випускника школи з обмеженими пізнавальними можливостями для професійно-трудової діяльності в сучасних соціально-економічних умовах. На основі аналізу змісту та вимог щодо навчальних досягнень учнів чинних Державних стандартів в галузі «Технології» визначено структуру предметної (технологічної) компетентності, змістові лінії якої реалізовані в навчальній дисципліні трудове навчання. Відповідно до структури предметної компетентності, як складової більш загальної - професійно-трудової компетентності, вивчено та проаналізовано зміст трудового навчання, відображений у програмах та підручниках для 1-10 класів допоміжної школи, на предмет відповідності їх процесу формування та розвитку складових професійно-трудової компетентності: техніко-технологічної, графічної, профорієнтаційної, творчо-проектувальної (технічної та художньої), інформаційно-комунікаційної, соціальної, самоосвітньої тощо. Обгрунтовані основні напрямки подальшої роботи щодо удосконалення змісту професійно-трудової підготовки учнів допоміжної школи відповідно до окреслених складових предметної та надпредметної (професійно-трудової) компетентностей.
В статье рассматривается проблема формирования компетентного выпускника школы с ограниченными познавательными возможностями с целью реализации себя в профессионально-трудовой деятельности в современных социально-экономических условиях. На основе анализа содержания и требований относительно учебных достижений учащихся, изложенных в действующих Государственных стандартах образовательной отрасли «Технологии», определена структура предметной (технологической) компетентности, содержательные линии которой реализованы в учебной дисциплине трудовое обучение. В соответствии со структурой предметной компетентности, как составляющей более общей - профессионально-трудовой компетентности, изучено и проанализировано содержание трудового обучения, которое отражено в программах и учебниках для 1-10 классов вспомогательной школы, на предмет соответствия его процессу формирования и развития составляющих профессионально-трудовой компетентности: технико-технологической, графической, профориентационной, проектировочной (технической и художественной), информационно-коммуникативной, социальной, самообразовательной и других. Определены основные направления дальнейшей работы по усовершенствованию содержания профессионально-трудовой подготовки учащихся вспомогательной школы в соответствии с определенными составляющими предметной и ключевой (профессионально-трудовой) компетентностей.
In the article the problem of forming of competent graduating student of school is examined with the limited cognitive possibilities with the purpose of realization itself in professional-labour activity in modern socio-economic terms. On the basis of analysis of maintenance and requirements in relation to educational achievements of student, izlozhennykh in operating. State standards of educational industry of «Technology», the structure of subject (technological) competence, the rich in content lines of which are realized in educational discipline labour teaching, is certain. In accordance with the structure of subject competence, as constituent of more general - professionally-labour competence, maintenance of the labour teaching, which is reflected in the programs and textbooks for 1-10 classes of auxiliary school, is studied and analysed, for the purpose accordance his process of forming and development of constituents of professional-labour competence: tekhniko-technological, graphic, vocational orientation, design (technical and artistic), informative-communicative, social, selfeducational et al. Basic further work assignments are certain on the improvement of maintenance of professional-labour preparation student auxiliary school in accordance with certain constituents subject and key (professional-labour) kompetentnostey.