В статті розглядається внесок М.Д. Ярмаченка у розробку проблеми інтеграції та соціалізації дітей з вадами слуху. Здійснено аналіз становлення системи спільного навчання глухих та чуючи дітей. Проаналізовано теоретичні підходи М.Д. Ярмаченка, щодо ідеї спільного навчання і виховання глухих і чуючи дітей. Визначені основні умови, складові, фактори інтеграції та соціалізації дитини з вадами слуху виділені М.Д. Ярмаченком в результаті вивчення та аналізу архівних матеріалів, які до нього не були віднайдені, а також наукових дослідженнях, які були недоступні широкому загалу сурдопедагогів. У статті розглянутий історичний підхід М.Д. Ярмаченка щодо вивчення практики і теорії спільного навчання чуючих та дітей з вадами слуху, що описані в наукових роботах та існують в історичних документах, які визначили і детермінували шлях удосконалення освіти глухих і слабочуючих дітей в період демократичних перетворень України.
В статье рассматривается вклад Н.Д. Ярмаченка в разработку проблемы интеграции и социализации детей с нарушениями слуха. Осуществлен анализ становления системы общей учебы глухих и слышащих детей. Проанализированы теоретические подходы Н.Д. Ярмаченка, относительно идеи общей учебы и воспитания глухих и слышащіх детей. Определены основные условия, составляющие, факторы интеграции и социализации ребенка с нарушениями слуха выделены М.Д. Ярмаченком в результате изучения и анализа архивных материалов, которые к нему не были найдени, а также научных исследованиях, которые были недоступны широкой общественности сурдопедагогив. В статье рассмотрен исторический и теоретический подходы М.Д. Ярмаченка относительно изучения практики и теории общей учебы чуючих и детей с изъянами слуха, которые описаны в научных работах и существуют в исторических документах, которые определили и детерминировали путь усовершенствования образования глухих и слабочуючих детей в период демократических преобразований Украины
This article discusses the contribution of ND Yarmachenka to the development problems of integration and socialization of children with hearing impairments. The analysis of the formation of the general study of deaf and hearing children. The theoretical approaches ND Yarmachenka, about the idea of a common training and education of deaf children and slyshaschіh. The main conditions that make up the factors of integration and socialization of the child with a hearing impairment are highlighted MD Yarmachenkom from the study and analysis of archival materials, which it has not been found, for as well as research that was not available to the general public the deaf. The article examines the historical and theoretical approaches MD Yarmachenka to examine the practice and theory of general studies chuyuchih and children with hearing defects, which are described in scientific papers and historical documents exist that have defined and deterministic way to improve education of the deaf and slabochuyuchih children in democratic reforms in Ukraine.