В статті обґрунтовано роль навчального закладу у розв‘язанні проблеми охорони здоров‘я дітей, уточнено поняття «педагогічна діяльність з охорони здоров‘я дітей». Проаналізовано найважливіші сучасні нормативно-правові документи з питань охорони здоров‘я населення та визначено в них педагогічну складову. Виділено три групи нормативно-правових документів: загального характеру, які регламентують питання охорони здоров‘я дітей як окремої групи населення; документи, що регламентують процес охорони здоров‘я дітей як необхідної складової функціонування системи освіти; документи, що регламентують процес охорони здоров‘я дітей з порушеннями психофізичного розвитку як необхідної складової функціонування спеціальних навчальних закладів. Визначено обов‘язки загальноосвітніх навчальних закладів щодо підтримки здоров‘я дітей. Здійснено порівняльну характеристику Державних санітарних правил і норм влаштування, утримання та режиму загальноосвітніх і спеціальних загальноосвітніх шкіл. Визначено основні шляхи формування та збереження здоров‘я учнів у навчальному закладі: удосконалення організації навчального процесу відповідно до санітарно-гігієнічних норм; формування в дітей навичок здорового способу життя; профілактика шкідливих звичок у дитячому середовищі; розвиток фізичної культури дітей; здійснення лікувально-відновлювальних і профілактичних заходів; проведення просвітницької роботи серед батьків.
В статье обоснована роль учебного заведения в решении проблемы охраны здоровья детей, уточнено понятия «педагогическая деятельность по охране здоровья детей». Проанализированы основные современные нормативно-правовые документы Украины по вопросам охраны здоровья населения и определена их педагогическая составляющая. Выделены три группы нормативно-правовых документов: общего характера, которые регламентируют вопросы охраны здоровья детей как отдельной группы населения; документы, которые регламентируют процесс охраны здоровья детей как необходимой составляющей функционирования системы образования; документы, которые регламентируют процесс охраны здоровья детей с нарушениями психофизического развития как необходимой составляющей функционирования специальных учебных заведений. Определены обязанности общеобразовательных учебных заведений относительно поддержки здоровья детей. Осуществлена сравнительная характеристика Государственных санитарных правил и норм устройства, содержание и режима общеобразовательных и специальных общеобразовательных школ. Определены основные пути формирования и сохранение здоровья учеников в учебном заведении: усовершенствование организации учебного процесса согласно санитарно-гигиеническим нормам; формирование у детей привычек здорового образа жизни; профилактика вредных привычек в детской среде; развитие физической культуры детей; осуществление лечебно-восстановительных и профилактических мер; проведение просветительской работы среди родителей.
Grounded in this paper is the role of an educational institution in solving the problem of health protection of children, specified is the conception ―pedagogical activity in health protection of children‖. Analyzed are the most important up-to-date normative-legal documents devoted to health protection of population, and ascertained is the pedagogical component in these documents. Three groups of normative-legal documents have been distinguished here: i) those of general character, which regulate issues concerning health protection of children as a separate population group; ii) documents regulating the process of children‘s health protection as a necessary component for functioning educational system; iii) documents regulating health protection of children with special needs as a necessary component for functioning special educational institutions. Determined is a charge of general educational institutions as to support of children‘s health. Performed are comparative characteristics of State sanitary regulations and code for ordering, keeping and regime of general and special general schools. Also determined are the main ways to form and keep the pupils‘ health in educational institutions, namely: improvement in organization of the educative process in accordance with the sanitary-and-hygienic code; formation of children‘s habits for healthy life; prevention of harmful habits in children‘s medium; development of children‘s physical culture; realization of medical, regenerative and preventive measures; carrying out the educational work among parents.