У статті розглядається проблема ставлення розумово відсталих учнів до навчання, що є одним із факторів, який впливає на формування ставлення до успіху у навчально-виховній діяльності. Здійснено теоретичний аналіз вивчення ставлення до навчання у спеціальній психолого-педагогічній літературі. Проаналізовано чинники, що впливають на формування ставлення до навчання розумово відсталих учнів. Визначено необхідність дослідження ставлення до навчання з метою визначення ставлення до успіху школярів з порушеним інтелектом. Описана методика дослідження ставлення до навчання розумово відсталих учнів молодших класів. Представлено результати дослідження, які дозволили виділити декілька типів ставлення до навчання, а саме: виразно позитивне, зацікавлене, недостатньо виразно позитивне, негативне та байдуже. Отримані результати засвідчили недостатність сформованості позитивного та дієвого ставлення до навчання розумово відсталих молодших школярів. Було виявлено значний відсоток респондентів з негативним та байдужим ставленням до навчання, що характеризуються пасивністю у навчальній діяльності. Обґрунтована необхідність проведення спеціальної роботи з формування позитивного ставлення до навчання розумово відсталих учнів молодших класів з метою формування позитивного та дієвого ставлення до успіху, що в свою чергу сприятиме підвищенню успішності дітей в цілому.
Статья посвящена проблеме отношения к учению умственно отсталых учащихся, что является одним из факторов формирования отношения к успеху в учебно-воспитательной деятельности. Осуществлен теоретический анализ изучения отношения к учению в специальной психолого-педагогической литературе. Проанализированы факторы, влияющие на формирование отношения к учению умственно отсталых учащихся. Определена необходимость исследования отношения к учению с целью определения отношения к успеху школьников с интеллектуальными нарушениями. Раскрыто содержание и методы исследования отношения к учению умственно отсталых учащихся младших классов. Представлены результаты исследования, которые позволили выделить несколько типов отношения к учению, а именно: выразительно положительное, заинтересовано, недостаточно выразительно положительное, отрицательное и равнодушное. Полученные результаты показали недостаточность сформированности положительного отношения к учению умственно отсталых учащихся. Было обнаружено значительный процент респондентов с отрицательным и равнодушным отношением к учению, они характеризуются пассивностью в учебной деятельности. Положительное отношение к учению в большинстве характеризуется недостаточной осознанностью. Обоснована необходимость проведения специальной работы по формированию положительного отношения к учению умственно отсталых учащихся с целью повышения их успешности в учебном и личностном плане.
The article is devoted to attitude to the study of mentally retarded pupils, which is one of the factors that affect attitude to the success in the educational activity. The article contains an analysis of special psychological and pedagogical literature of research problem, insufficiency research in correctional pedagogic. The theoretical analysis of the literature has allowed to identify the main factors influencing the formation of attitude to the study and indicated the necessity of research the attitude to the study of mentally retarded pupils. The content and methods of research the attitude to the study of mentally retarded pupils are discloses. The conversations with pupils and teacher, observation were used in the research. The article presents the results of research the attitude to the study of mentally retarded pupils of junior classes. According to the research allocated several types of attitude to the study. It was discovered significant amount of pupils with passive indifferent and inactive positive attitude to the study. The results of the research indicate the necessity for the introduction of new forms and methods of work in the practice of auxiliary school for the purpose of creating a positive, active attitude to the study of mentally retarded pupils of junior classes.