В статті представлено класифікацію міміко-жестового мовлення та виявлені структурні складники, на основі яких можна здійснити повний опис всього різноманіття жестових позначень слова, що вивчаються студентами-сурдопедагогами під час навчання у ВНЗ з метою оволодіння даною невербальною формою мовлення як однією із компетенцій сурдопедагога. Доведено, що міміко-жестове мовлення, на відміну від словесного, яке має звукове (артикуляційне) підґрунтя, реалізується через інший, а саме візуальний (просторово-руховий) шлях. Відповідно запропоновано класифікацію міміко-жестового мовлення, яка і складається з трьох основних структурних елементів, що мають наступне змістове наповнення: місце творення, рухові органи творення і спосіб творення, та двох додаткових структурних елементів, а саме: артикуляції і відповідної міміки обличчя. Показано та проаналізовано, за допомогою наведених прикладів в схематичних рисунках, перелік основних компонентів жесту та значний обсяг жестових позначень слова міміко-жестового мовлення.
В статье представлена классификация мимико-жестовй речи и обнаруженные структурные составляющие, на основе которых можно осуществить полное описание всего многообразия жестовых обозначений слова, изучаемых студентами-сурдопедагогами во время учебы в вузе с целью овладения данной невербальной формой речи, как одной из компетенций сурдопедагога. Доказано, что мимико-жестовая речь, в отличие от словесной, которая имеет звуковую (артикуляционную) основу, реализуется через другой, а именно визуальный (пространственно-двигательный) путь. Соответственно предложена классификация мимико-жестовой речи, которая и состоит из трех основных структурных элементов, имеющие следующее смысловое наполнение: место создания, двигательные органы создания и способ создания, и двух дополнительных структурных элементов, а именно: артикуляции и соответствующей мимики лица. Показано и проанализировано с помощью приведенных примеров в схематических рисунках перечень основных компонентов жеста и значительный объем жестовых обозначений слова мимико-жестовой речи.
In the article presents a classification facial expressions-sign speech revealed structural components on which you can make a full description of the variety of sign designations words, which are studied student-surdopedahohamy while studying in higher educational establishments to master this non-verbal forms of speech as one of the competencies surdopedahoha. It is proved that facial expressions sign speech, as opposed to the verbal language, which has sound (articulatory) basis is realized through another, namely visual (spatial-motional) way. In accordance with the proposed classification of facial expressions-sign speech, which consists of three main structural elements wich have pithy filling following: place of creation, creation movement of bodies and way of creation, and two additional structural elements, namely articulation and appropriate facial expression. Shown and analyzed with the help of the examples of the schematic drawings for the main components of a gesture and considerable amount of sign designations word facial expressions sign-speech.