У статті розглядаються нагальні проблеми організації послуг корекційного навчання і виховання для дітей з комплексними порушеннями розвитку в умовах сучасної України. Розглянуто етіологію сучасної термінології, яка використовується у вітчизняній та зарубіжній спеціальній літературі для позначення даного типу порушень психофізичного розвитку, здійснено її аналіз з точки зору доцільності використання кожного терміну – складні дефекти, комбіновані порушення, комплексні порушення розвитку, множинні та супутні дефекти. Обґрунтовано надання переваги терміну «комплексні порушення». На підставі аналізу особливостей психофізичного розвитку дітей з комплексними та множинними порушеннями автори доводять, що навчальні програми, затверджені Міністерством освіти і науки, що були розроблені для дітей з різними окремими нозологіями, не можуть забезпечити належну ефективність навчання і виховання дітей з комплексними порушеннями. Визначено фактори, які обумовлюють труднощі організації корекційного супроводу дітей з комплексними порушеннями розвитку та причини непідготовленості спеціалістів надати їм кваліфіковану педагогічну допомогу. Основними серед них є: відсутність нормативно-правової бази, яка б регулювала надання освітніх послуг таким дітям; відсутність єдиної системи раннього супроводу дітей з порушеннями психофізичного розвитку, необхідність розробки змісту навчання дітей з комплексними порушеннями розвитку. Наголошено на необхідності здійснення практичних досліджень у сфері навчання та виховання дітей з комплексними порушеннями розвитку.
В статье рассматриваются насущные проблемы организации услуг коррекционного обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития в условиях современной Украины. Рассматривается этиология современной терминологии, используемой в отечественной и зарубежной специальной литературе для обозначения данной типа нарушений психофизического развития; осуществлен ее анализ с точки зрения целесообразности использования каждого термина – сложные дефекты, комбинированные нарушения, комплексные нарушения развития, множественные и сопутствующие нарушения. Обосновано предоставление предпочтения термину «комплексные нарушения развития». определены основные группы детей в зависимости от структуры нарушения». На основании анализа особенностей психофизического развития детей с комплексными и множественными нарушениями авторами доказывается, что учебные программы, разработанные и утвержденные Министерством науки и образования для детей с различными отдельными нозологиям инвалидности, не могут обеспечить эффективность обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями. Определены факторы, обуславливающие трудности организации коррекционного сопровождения детей с комплексными нарушениями развития и причины неготовности педагогов предоставить им квалифицированную педагогическую помощь. Основными среди них являются: отсутствие нормативно-правовой базы, которая бы регулировала предоставление образовательных услуг таким детям; отсутствие единой системы раннего сопровождения для детей с нарушениями психофизического развития, необходимость разработки содержания обучения детей с комплексными нарушениями развития. Указывается необходимость проведения практических исследований в области обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития.
The article considers the urgent issues of special education and upbringing of children with multiple disabilities. It also contains analysis of terminology used in the modern-day domestic and foreign specialised literature to refer children having more than one developmental impairment. It explains the difference in such concepts and titles as multiple disabilities, complex disabilities, and additional impairments. The authors prove that traditional educational programs, designed and approved for children with single sensor or motor disabilities do not insure effectiveness of the educational process for children with several combined impairments. It gives definition to the factors causing difficulties in provision of correctional educational support for children with multiple disabilities and the reasons why special educators are not able to provide them with qualified assistance. Among them are the following: insufficiency of legal background, regulating provision of educational services for children with multiple disabilities, lack of the integral system for early intervention services, necessity to develop and elaborate the content of educational services for children with multiple disabilities.The necessity to implement practical researches in the field of education of children with multiple disabilities is underlined.