Дисертація присвячена дослідженню психологічних умов розвитку
стресостійкості у соціальних працівників різних вікових категорій. Визначено
психологічний зміст і сутність поняття «стресостійкість особистості соціальних
працівників»; виокремлено структурні компоненти та конструкти
стресостійкості – когнітивно-рефлексивний, емоційно-мотиваційний,
поведінково-регулятивний; сконструйовано її психологічну модель; емпірично
досліджено особливості її становлення на різних вікових етапах дорослого
онтогенезу; обґрунтовано критерії, якісні та кількісні показники і рівні розвитку
стійкості до стресу фахівців соціальної сфери; виявлено психологічні умови
розвитку досліджуваного особистісного утворення; розроблено, апробовано та
доведено ефективність розвивальної програми активізації психологічних умов
розвитку стресостійкості соціальних працівників різних вікових категорій;
розроблено методичні рекомендації соціальним працівникам і практичним
психологам щодо всебічного розвитку стійкості до стресів.
Диссертация посвящена исследованию психологических условий
развития стрессоустойчивости у социальных работников разных возрастных
категорий. Осуществлен теоретический анализ сущности стресса и
устойчивости к нему; проанализированы особенности развития
стрессоустойчивости во взрослом возрасте; определены психологические
условия формирования указаного личностного образования у социальных
работников. Выделены структурные компоненты и конструкты
стрессоустойчивости – когнитивно-рефлексивный (оптимистический стиль
мышления, адекватная самооценка, интернальность-экстернальность),
эмоционально-мотивационный (низкая тривожность, эмоциональная
уравновешенность, мотивация достижения успеха) и поведенческо-
регулятивный (волевая саморегуляция, комуникативный контроль,
конфликтная компетентность).
В ходе эмпирического исследования определены психологические
особенности развития структурних компонентов стрессоустойчивости
социальных работников на разных возрастных етапах взрослого онтогенеза и
обоснованы критерии (рефлексия себя и другого, эмоциональная
компетентность, моральная саморегуляция), а также качественные и
количественные показатели и урони (высокий, средний, низкий)
исследуваемого личностного образования. Выявлены взаимосвязи между
стрессоустойчивостью и психологическими условиями (эмпатией,
толерантностью, моральной нормативностью, внутренней мотивацией
профессиональной деятельности, копинг-стратегиями «Решение проблемы» и
«Поиск социальной поддержки») и обоснована необходимость
целенаправленной работы по активизации этих условий для развития
устойчивости к стрессам социальных работников.
Представлена модель развития стрессоустойчивости социальных
работников разных возрастных категорий, для реализации которой разработаны
и апробированы развивающая программа и социально-психологический
тренинг активизации психологических условий становления исследуемого
личностного образования. Доказаны эффективность и необходимость
внедрения данной програмы. Разработаны методические рекомендации
социальным работникам и практическим психологам по всестороннему
развитию стрессоустойчивости.
The thesis is devoted to theoretical and experimental study of problems of
development of stress resistance among social workers in different age categories. The
psychological meaning and essence of the concept of "stress resistance of the personality
of social workers" were determined; the structural components and constructs of stress
resistance were distinguished - cognitive-reflexive, emotional-motivational, behavioralregulatory
ones; its psychological model were constructed; the peculiarities of its
formation at different age stages of adult ontogenesis have been empirically studied; the
criteria, qualitative and quantitative indicators and levels of development of resistance to
stress of social workerss were substantiated; psychological conditions of development of
the studied personal formation were revealed; the program to enhance the psychological
conditions for the development of stress resistance of social workers of different ages was
developed and tested; the effectiveness of this program was proven; the methodical
recommendations to social workers and practical psychologists concerning comprehensive
development of resistance to stresses were developed.