ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Мирошніченко, Наталія Олександрівна | |
dc.date.accessioned | 2020-11-12T05:39:00Z | |
dc.date.available | 2020-11-12T05:39:00Z | |
dc.date.issued | 2008 | |
dc.identifier.citation | Мирошніченко, Наталія Олександрівна. Соціально-педагогічні умови інтегрування молоді з функціональними обмеженнями в сучасне середовище : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 - соціальна педагогіка / Мирошніченко Наталія Олександрівна ; [наук. керівник Капська Алла Йосипівна] ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2008. - 23 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31840 | |
dc.description.abstract | У дисертації проаналізовано проблему процесу соціально-педагогічного інтегрування молоді з функціональними обмеженнями в сучасне середовище; подано теоретичний аналіз сучасних підходів до вирішення проблем інтегрування; виявлено наявні проблеми реалізації прав інвалідів; концептуально розкрито сутність і зміст понять «інтегрування», «соціально-педагогічне інтегрування»; проведено комплексне соціологічне, психологічне та педагогічне дослідження на основі чого створено модель, складовими якої є: напрями інтегрування (соціальний, психологічний, фізичний, педагогічний); соціально-педагогічні умови інтегрування: інформування громадськості щодо проблем інвалідів та необхідності їх інтегрування у соціальне середовище; створення комфортного психологічного мікросередовища в клубах спілкування інтеграційного спрямування; забезпечення активної участі інвалідів у процесі інтегрування; підготовка волонтерів та ровесників, які не мають вад розвитку, до роботи та супроводу інвалідів, Розроблено критерії, показники і рівні соціально-педагогічного інтегрування молоді з функціональними обмеженнями у соціальне середовище та перевірено ефективність соціально-педагогічних умов і методик організацій даного процесу. Розроблено пакет методичних матеріалів підготовки молодих інвалідів до соціально-педагогічного інтегрування в соціальне середовище: навчально-методична програма для студентів ВНЗ «Соціально-педагогічне інтегрування інвалідів у соціальне середовище»; тренінг для волонтерів «Соціально-педагогічне інтегрування молодих інвалідів у соціальне середовище»; тренінг для інвалідів «Молодь з обмеженими функціональними можливостями за рівні права та можливості». | ua |
dc.description.abstract | Диссертационное исследование посвящено изучению процесса социально-педагогической интеграции молодежи с ограниченными функциональными возможностями в современную среду. В работе осуществлен теоретический анализ современных подходов к исследованию проблем интеграции молодежи с ограниченными функциональными возможностями в социальную среду, выяснена суть понятий «инвалид», «молодежь с ограниченными функциональными возможностями», «интеграция», «социально-педагогическая интеграция». Последнее мы понимаем как процесс предоставления лицу с ограниченными функциональными возможностями реальных возможностей брать участие во всех видах и формах социокультурной жизни на уровне и вместе с другими членами общества в условиях, что компенсируют ему отклонение в развитии; раскрыты основные направления обеспечения процесса интеграции молодежи с функциональными ограничениями, выявлены и осуществлены анализ законодательной базы Украины, которая гарантирует равные возможности жизнедеятельности и саморазвития молодежи с функциональными ограничениями, разработаны критерии и показатели их социально-педагогической интеграции. В теоретической части рассмотрены особенности и направления социально-педагогической интеграции молодежи с функциональными ограничениями в зависимости от основного недостатка здоровья, возростных особенностей и личностных характеристик. Выделена закономерность социально-педагогической интеграции. Отражено основные принципы активного содействия социально-педагогической интеграции молодежи с инвалидностью. В практической части работы выявлено реальное состояние проблемы интеграции молодежи с функциональными ограничениями в Украине, обоснованы методы исследования данного аспекта социальной работы, выяснены проблемы этой категории молодежи. На основе анализа медикоэкспертной документации раскрыты особенности организации процесса социально-педагогической интеграции молодежи с функциональными ограничениями и выявлены социально-педагогические условия оптимизации данного процесса. Проведено комплексное социологическое, психологическое и педагогическое исследовании, на основе чего создана модель социальнопедагогической интеграции молодых инвалидов в социальную среду. Составляющими модели является: основные направления интеграции (социальный, психологический, физический, педагогический), ведущие условия успешной интеграции: информирование общественности относительно проблем инвалидов и необходимости их интеграции в социальную среду; создание комфортной психологической микросреды в клубах общения интеграционного направления; обеспечение активного участия инвалидов в процессе интеграции; подготовка волонтеров и здоровых ровесников, к работе по сопровождению инвалидов. Кроме того, важная роль отведена и таким сопроводительным условиям, которые усиливают эффективность интеграции молодежи с функциональными ограничениями в социальную среду, это готовность к восприятию инвалидов как полноценных членов общества и реализация государственной политики направленной на уменьшение заведений интернатного типа и внедрения интегрированного обучения молодежи с функциональными ограничениями, государственная социальная политика, законодательная база и создание «равных возможностей». На основе теоретического анализа проблемы и моделирования нами разработанные критерии и показатели интеграции молодежи с функциональными ограничениями: социальный, психологический, физический, педагогический. Проведенное исследование относительно выявления позитивного проявления и интеграции молодежи с функциональными ограничениями (анкетирование, наблюдение, включение молодежи регулярную корекционую деятельность, метод самоанализа, индивидуальные беседы, самостоятельное решение социально-бытовых проблем) позволило выявить три группы респондентов, которые можно отнести к разным уровням интегрированности: низкого, среднего, высокого. Результаты формирующего эксперимента подтверждают решение поставленых заданий и цели научного исследования, эффективность и целесообразность использования в практической работе социального педагога предложенной модели интеграции и социально-педагогических условий, методов и технологий социальной интеграции молодых инвалидов в социальную среду. | ua |
dc.description.abstract | In the dissertation the problem of process of social-pedagogical integration of young people with limited functional possibilities into modern society is analysed; theoretical analysis of modem approaches to the decision of problems of integration is given; the present problems of realization of rights for invalids are exposed; the essence and content of concepts «integration», «social-pedagogical integration» were revealed conceptually; complex sociological, psychological and pedagogical research is conducted on the basis of which is created a model that includes: directions of integration (social, psychological, physical, pedagogical); social-pedagogical conditions of integration: to inform the society of the problems of invalids and necessity of their integration into modern society; creation of comfortable psychological microsphere in the intercourse clubs of integration direction; providing active participation of invalids in the process of integration ; preparation of voluntaries and youth of the same age who are not disabled for working and accompanying invalids. The criteria, indexes and levels of social-pedagogical integration of young people with the limited functional possibilities into modem society are developed and their efficiency in social-pedagogical practice is tested. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | НПУ імені М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | інтегрування | ua |
dc.subject | соціально-педагогічне інтегрування | ua |
dc.subject | соціально-педагогічні умови інтегрування | ua |
dc.subject | модель соціально-педагогічного інтегрування | ua |
dc.subject | критерії | ua |
dc.subject | показники та рівні інтегрованості | ua |
dc.subject | интеграция | ua |
dc.subject | социально-педагогическая интеграция | ua |
dc.subject | социально-педагогические условия интеграции | ua |
dc.subject | модель социально-педагогической интеграции | ua |
dc.subject | методы интеграции | ua |
dc.subject | критерии | ua |
dc.subject | показатели и уровни интеграции | ua |
dc.subject | integration | ua |
dc.subject | social-pedagogical integration | ua |
dc.subject | social-pedagogical terms of integration | ua |
dc.subject | model of integration | ua |
dc.subject | methods of integration | ua |
dc.subject | criteria | ua |
dc.subject | indexes and levels of social-pedagogical integration | ua |
dc.subject.classification | 37.013.42:376.2-053.81(043) | ua |
dc.title | Соціально-педагогічні умови інтегрування молоді з функціональними обмеженнями в сучасне середовище | ua |
dc.title.alternative | Социально-педагогические условия интеграции молодежи с функциональными ограничениями в современную среду | ua |
dc.title.alternative | Social-pedagogical terms of integration of youth with functional limitations into modern society | ua |
dc.type | Other | ua |