Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Соціально-педагогічні умови інтегрування молоді з функціональними обмеженнями в сучасне середовище

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Мирошніченко, Наталія Олександрівна
dc.date.accessioned 2020-11-12T05:39:00Z
dc.date.available 2020-11-12T05:39:00Z
dc.date.issued 2008
dc.identifier.citation Мирошніченко, Наталія Олександрівна. Соціально-педагогічні умови інтегрування молоді з функціональними обмеженнями в сучасне середовище : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 - соціальна педагогіка / Мирошніченко Наталія Олександрівна ; [наук. керівник Капська Алла Йосипівна] ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2008. - 23 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31840
dc.description.abstract У дисертації проаналізовано проблему процесу соціально-педагогічного інтегрування молоді з функціональними обмеженнями в сучасне середовище; подано теоретичний аналіз сучасних підходів до вирішення проблем інтегрування; виявлено наявні проблеми реалізації прав інвалідів; концептуально розкрито сутність і зміст понять «інтегрування», «соціально-педагогічне інтегрування»; проведено комплексне соціологічне, психологічне та педагогічне дослідження на основі чого створено модель, складовими якої є: напрями інтегрування (соціальний, психологічний, фізичний, педагогічний); соціально-педагогічні умови інтегрування: інформування громадськості щодо проблем інвалідів та необхідності їх інтегрування у соціальне середовище; створення комфортного психологічного мікросередовища в клубах спілкування інтеграційного спрямування; забезпечення активної участі інвалідів у процесі інтегрування; підготовка волонтерів та ровесників, які не мають вад розвитку, до роботи та супроводу інвалідів, Розроблено критерії, показники і рівні соціально-педагогічного інтегрування молоді з функціональними обмеженнями у соціальне середовище та перевірено ефективність соціально-педагогічних умов і методик організацій даного процесу. Розроблено пакет методичних матеріалів підготовки молодих інвалідів до соціально-педагогічного інтегрування в соціальне середовище: навчально-методична програма для студентів ВНЗ «Соціально-педагогічне інтегрування інвалідів у соціальне середовище»; тренінг для волонтерів «Соціально-педагогічне інтегрування молодих інвалідів у соціальне середовище»; тренінг для інвалідів «Молодь з обмеженими функціональними можливостями за рівні права та можливості». ua
dc.description.abstract Диссертационное исследование посвящено изучению процесса социально-педагогической интеграции молодежи с ограниченными функциональными возможностями в современную среду. В работе осуществлен теоретический анализ современных подходов к исследованию проблем интеграции молодежи с ограниченными функциональными возможностями в социальную среду, выяснена суть понятий «инвалид», «молодежь с ограниченными функциональными возможностями», «интеграция», «социально-педагогическая интеграция». Последнее мы понимаем как процесс предоставления лицу с ограниченными функциональными возможностями реальных возможностей брать участие во всех видах и формах социокультурной жизни на уровне и вместе с другими членами общества в условиях, что компенсируют ему отклонение в развитии; раскрыты основные направления обеспечения процесса интеграции молодежи с функциональными ограничениями, выявлены и осуществлены анализ законодательной базы Украины, которая гарантирует равные возможности жизнедеятельности и саморазвития молодежи с функциональными ограничениями, разработаны критерии и показатели их социально-педагогической интеграции. В теоретической части рассмотрены особенности и направления социально-педагогической интеграции молодежи с функциональными ограничениями в зависимости от основного недостатка здоровья, возростных особенностей и личностных характеристик. Выделена закономерность социально-педагогической интеграции. Отражено основные принципы активного содействия социально-педагогической интеграции молодежи с инвалидностью. В практической части работы выявлено реальное состояние проблемы интеграции молодежи с функциональными ограничениями в Украине, обоснованы методы исследования данного аспекта социальной работы, выяснены проблемы этой категории молодежи. На основе анализа медикоэкспертной документации раскрыты особенности организации процесса социально-педагогической интеграции молодежи с функциональными ограничениями и выявлены социально-педагогические условия оптимизации данного процесса. Проведено комплексное социологическое, психологическое и педагогическое исследовании, на основе чего создана модель социальнопедагогической интеграции молодых инвалидов в социальную среду. Составляющими модели является: основные направления интеграции (социальный, психологический, физический, педагогический), ведущие условия успешной интеграции: информирование общественности относительно проблем инвалидов и необходимости их интеграции в социальную среду; создание комфортной психологической микросреды в клубах общения интеграционного направления; обеспечение активного участия инвалидов в процессе интеграции; подготовка волонтеров и здоровых ровесников, к работе по сопровождению инвалидов. Кроме того, важная роль отведена и таким сопроводительным условиям, которые усиливают эффективность интеграции молодежи с функциональными ограничениями в социальную среду, это готовность к восприятию инвалидов как полноценных членов общества и реализация государственной политики направленной на уменьшение заведений интернатного типа и внедрения интегрированного обучения молодежи с функциональными ограничениями, государственная социальная политика, законодательная база и создание «равных возможностей». На основе теоретического анализа проблемы и моделирования нами разработанные критерии и показатели интеграции молодежи с функциональными ограничениями: социальный, психологический, физический, педагогический. Проведенное исследование относительно выявления позитивного проявления и интеграции молодежи с функциональными ограничениями (анкетирование, наблюдение, включение молодежи регулярную корекционую деятельность, метод самоанализа, индивидуальные беседы, самостоятельное решение социально-бытовых проблем) позволило выявить три группы респондентов, которые можно отнести к разным уровням интегрированности: низкого, среднего, высокого. Результаты формирующего эксперимента подтверждают решение поставленых заданий и цели научного исследования, эффективность и целесообразность использования в практической работе социального педагога предложенной модели интеграции и социально-педагогических условий, методов и технологий социальной интеграции молодых инвалидов в социальную среду. ua
dc.description.abstract In the dissertation the problem of process of social-pedagogical integration of young people with limited functional possibilities into modern society is analysed; theoretical analysis of modem approaches to the decision of problems of integration is given; the present problems of realization of rights for invalids are exposed; the essence and content of concepts «integration», «social-pedagogical integration» were revealed conceptually; complex sociological, psychological and pedagogical research is conducted on the basis of which is created a model that includes: directions of integration (social, psychological, physical, pedagogical); social-pedagogical conditions of integration: to inform the society of the problems of invalids and necessity of their integration into modern society; creation of comfortable psychological microsphere in the intercourse clubs of integration direction; providing active participation of invalids in the process of integration ; preparation of voluntaries and youth of the same age who are not disabled for working and accompanying invalids. The criteria, indexes and levels of social-pedagogical integration of young people with the limited functional possibilities into modem society are developed and their efficiency in social-pedagogical practice is tested. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject інтегрування ua
dc.subject соціально-педагогічне інтегрування ua
dc.subject соціально-педагогічні умови інтегрування ua
dc.subject модель соціально-педагогічного інтегрування ua
dc.subject критерії ua
dc.subject показники та рівні інтегрованості ua
dc.subject интеграция ua
dc.subject социально-педагогическая интеграция ua
dc.subject социально-педагогические условия интеграции ua
dc.subject модель социально-педагогической интеграции ua
dc.subject методы интеграции ua
dc.subject критерии ua
dc.subject показатели и уровни интеграции ua
dc.subject integration ua
dc.subject social-pedagogical integration ua
dc.subject social-pedagogical terms of integration ua
dc.subject model of integration ua
dc.subject methods of integration ua
dc.subject criteria ua
dc.subject indexes and levels of social-pedagogical integration ua
dc.subject.classification 37.013.42:376.2-053.81(043) ua
dc.title Соціально-педагогічні умови інтегрування молоді з функціональними обмеженнями в сучасне середовище ua
dc.title.alternative Социально-педагогические условия интеграции молодежи с функциональными ограничениями в современную среду ua
dc.title.alternative Social-pedagogical terms of integration of youth with functional limitations into modern society ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics