В статье раскрываются определяющие основания образовательной среды ХІХ века и влияние, которое оказало философское мировоззрение и социально-педагогическая деятельность К. Д. Ушинского и П. Д. Юркевича на формирование эпохи высокого интеллектуального напряжения, духовного поиска нравственных начал человеческих отношений в процессе формирования философии образования ХІХ века. Философский дискурс в ХІХ столетии включал в себя многообразие подходов. В представленной статье рассмотрены наиболее значительные позиции, с которыми так или иначе перекликались воззрения П. Д. Юркевича и К. Д. Ушинского. Делается акцент на том, что отличительной чертой социально-философских взглядов мыслителей определенного периода является глубокое и систематическое изучение ими наряду с философией, всего спектра наук, связанных с проблемой социального воспроизводства личности.
У статті розкриваються визначальні підстави освітнього середовища ХІХ століття та вплив, який здійснив філософський світогляд та соціально-педагогічна діяльність К. Д. Ушинського та П. Д. Юркевича на формування епохи високої інтелектуальної напруги, духовного пошуку моральних підвалин людських стосунків у процесі формування философії освіти. Філософський дискурс в ХІХ столітті включав різноманіття підходів. У представленій статті розглянуті найбільш значні позиції, з якими так чи інакше перекликалися переконання П. Д. Юркевича та К. Д. Ушинского. Робиться акцент на тому, що відмінною рисою соціально-філософських поглядів науковцыв означеного періоду є глибоке і систематичне вивчення ними разом із філософією, усього спектру наук, пов’язаних з проблемою соціального відтворення особистості.
The author discovers the educational situation in the 19th century and the influence of P. D. Yurkevich and K. D. Ushinsky ideas on the philosophy of education becoming. The philosophical discourse in the 19th century had diverse approaches. The given article underlines the main valuable positions, which illustrated the ideas of P. D. Yurkevich and K. D. Ushinsky. It s emphasized that the distinctive feature of their social and philosophical ideas was deep and systematic investigation of sciences connected with the problem of personality social reproduction.