Наводяться підсумки ХVIII Міжнародної науково-практичної конференції «Освіта і доля нації» під тематичною рубрикою «Сучасна школа: тенденції розвитку і рефлексія досвіду», що відбулася в м. Харкові 19-20 травня 2017 року на базі Харківського національного педагогічного університету імені Г. С. Сковороди. Пропонується стислий огляд основних проблем, піднятих учасниками конференції, зокрема перспектив модернізації шкільної освіти. Реформування шкільної освіти в Україні не повинно обмежуватись програмними документами, а має стати простором педагогічної та соціальної творчості. Тільки у цьому випадку можлива реалізація стратегії модернізації сучасної школи. Узагальнюється європейський досвід інноваційного розвитку шкільної освіти.
В статье подводятся итоги ХVIII Международной научно-практической конференции «Образование и судьба нации», проводимой под тематической рубрикой «Современная школа: тенденции развития и рефлексия опыта», которая состоялась 19-20 мая 2017 г. на базе Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды. Предлагается краткий обзор основных проблем, которые были подняты в докладах и выступлениях участников конференции и касались перспектив модернизации среднего образования. Реформирование школьного образования в Украине не следует ограничивать программными документами, оно должно стать пространством для развертывания социального и педагогического творчества. Только в этом случае возможна реализация стратегии модернизации современной школы. Обобщается европейской опыт обновления школьного образования.
The article presents the results of the discussions during the XVIII International Conference “Education and the Perspectives of National Development” with the panel “The Contemporary School: Tendencies for Development and Reflections of the Experience”, which was conducted at National Pedagogical H. S. Skovo-roda University in Kharkiv, Ukraine on May, 19-20, 2017. A short review of reports made by participants of the conference, which were devoted to the problem of modernization of secondary education, are provided The school education reform in Ukraine should not be restricted by the program documents, but need to create a space for pedagogical and social creativity. Only under these conditions it would be possible to realize the modernization strategy of the contemporary school. The Eu-ropean experience of innovative development of school education is generalized.