Стаття присвячена історичному становленню університетської спільноти, розглянутому крізь призму розуміння університетської місії. Автори, відштовхуючись від схеми еволюції університетської місії, запропонованої американським дослідником Джоном Скоттом, піддають останню критичній рефлексії та доповненням теоретико-методологічного характеру. Так, властива західноєвропейському середньовіччю місія навчання та корпоративний устрій університетської спільноти в епоху модерну доповнюється такою складовою, як дослідження, а університет як соціальна інституція інкорпорується в систему органів національних держав, акцентуючи при цьому особливу увагу на підготовку кваліфікованих кадрів для управлінського апарату. В епоху постмодерну в контексті глобалізації та певної емансипації університету від держави, на перший план університетської діяльності виходять такі складові університетської місії як різноманітні форми громадянського служіння, або ж третя місія університету.
Статья посвящена историческому становлению университетского со-общества, рассмотренному сквозь призму понимания университетской миссии. Авторы, отталкиваясь от схемы эволюции университетской миссии, предложенной американским исследователем Джоном Скоттом, подвергают последнюю критической рефлексии и дополнениям теоретико-методологического характера. Так, свойственная западноевропейскому средневековью миссия обучения и корпоративное устройство университетского сообщества в эпоху модерна дополняется такой составляющей, как исследование, а университет, как социальная институция, инкорпорируется в систему органов национального государства, уделяя при этом особое внимание подготовке квалифицированных кадров для государственного аппарата. В эпоху постмодерна в контексте глобализации и определённой эмансипации университета от государства, на первый план университетской деятельности выходят такие составляющие университетской миссии, как разнообразные формы гражданского служения, или же третья миссия университета.
The paper is devoted to the problem of historical development of university community through the lenses of understanding of university mission. The authors undertake critical reflections of the scheme of evolution of university mission, which was elaborated by American researcher John Scott, as far as add some theoretical and methodological suggestions to this scheme. In this respect, typical for late medieval university mission of teaching and corporate based building of university community in the modern times are supplemented by the mission of research. At the same time, university is incorporated in the system of arising nation-state as a tool for preparation highly-qualified bureaucrats for its apparatus. In postmodern times in the context of globalization and certain emancipation of the university from the state such aspects of university mission as the different forms of civil service or the third mission of university become more and more important.