Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Природная среда как носитель смыслов и их расшифровка живыми существами: биосемиотика в действии

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Князева, Е.
dc.date.accessioned 2020-06-01T08:22:29Z
dc.date.available 2020-06-01T08:22:29Z
dc.date.issued 2018
dc.identifier.citation Князева, Е. Природная среда как носитель смыслов и их расшифровка живыми существами: биосемиотика в действии / Е. Князева // Філософія освіти. Philosophy of Education : науковий часопис / Інститут вищої освіти НАПН України, НПУ імені М. П. Драгоманова. – Київ, 2018. – № 2 (23). – C. 192-218. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/29159
dc.description.abstract В статье раскрывается синтетическое, интегративное значение биосемиотики как современной междисциплинарной исследовательской программы. Направленная на изучение познавательной и жизненной активности живых существ как способных распознавать сигналы и извлекать смыслы биосемиотика выступает концептуальным узлом, в котором соединяются представления теоретической биологии, эволюционной эпистемологии, когнитивной науки, феноменологии, нейронауки и нейрофилософии, а также теории сложных адаптивных систем и науки о сетях. Миры восприятия и действия живых существ строятся в процессе коэволюции, в структурном сопряжении и в энактивном взаимодействии с окружающей природной средой. Тем самым биосемиотические теории основателей биосемиотики Я. фон Икскюля, Т. Себеока, Дж. Проди и Х. Патти концептуально замыкаются на системно-структурный эволюционный подход, развитый в синергетике Г. Хакена и С.П. Курдюмова, концепцию автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, кибернетику второго порядка (Х. фон Фёрстер), концепцию энактивизма в когнитивной науке (Ф. Варела, Э. Томпсон, А. Ноэ). Ключом к постижению процессов извлечения и порождения смыслов является то, что всякий живой организм обитает в субъективно выстраиваемом окружающем мире, умвельте, так что его умвельт и его внутренняя психическая организация становятся частями единой автопоэтической системы. Согласно известному выражению Г. Бейтсона, информация есть небезразличное различие или различие, которое производит различие (a difference that makes a difference). Различия становятся информацией, когда когнитивный агент как интепретатор, выступая как часть автопоэтической системы, видит в этих различиях знаки, обретающие смысл. ua
dc.description.abstract The synthetic, integrative significance of biosemiotics as a modern interdisciplinary research program is under discussion in the article. Aimed at studying the cognitive and life activity of living beings, which are capable of recognizing signals and extracting the meanings, biosemiotics serves as a conceptual node that combines some important notions of theoretical biology, evolutionary epistemology, cognitive science, phenomenology, neuroscience and neurophilosophy as well as the theory of complex adaptive systems and network science. Worlds of perception and actions of living beings are built in the process of co-evolution, in structural coupling and in enactive interaction with the surrounding natural environment (Umwelt). Thereby the biosemiotic theories developed by the founders of biosemiotics (J. von Uexkьll, Th. Sebeok, G. Prodi, H. Pattie) are conceptually closed to the system-structural evolutionary approach developed in synergetics by H. Haken and S.P. Kurdyumov, the conception of autopoiesis (H. Maturana and F. Varela), second-order cybernetics (H. von Foerster), the conception of enactivism in cognitive science (F. Varela, E. Thompson, A. Noл). The key to comprehending the processes of extracting and generating meanings is that every living organism lives in the subjectively built world (Umwelt), so that its Umwelt and its internal psychic organization become parts of a single autopoietic system. According to the well-known expression of G. Bateson, information is a not indifferent difference or a difference that makes a difference. Differences become information when a cognitive agent as an interpreter, acting as part of an autopoietic system, sees signs in these differences that make meanings. ua
dc.language.iso ru ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject автопоэзис ua
dc.subject биосемиотика ua
dc.subject жизнь ua
dc.subject знак ua
dc.subject познание ua
dc.subject природная среда ua
dc.subject наука о сетях ua
dc.subject сложные адаптивные системы ua
dc.subject смысл ua
dc.subject эволюционная эпистемология ua
dc.subject энактивизм ua
dc.subject Umwelt ua
dc.subject autopoiesis ua
dc.subject biosemiotics ua
dc.subject cognition ua
dc.subject complex adaptive systems ua
dc.subject enactivism ua
dc.subject evolutionary epistemology ua
dc.subject life ua
dc.subject meaning ua
dc.subject natural medium ua
dc.subject network science ua
dc.subject sign ua
dc.subject.classification 165.0:003 ua
dc.title Природная среда как носитель смыслов и их расшифровка живыми существами: биосемиотика в действии ua
dc.type Article ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics