Отсекая степени свободы, модели сохраняют элемент игры и уязвимости – колыбели научного творчества. Сложившийся концептуальный аппарат диктует «правила игры», регулирует осмысленную работу языка, определяя действия по правилам, в нарушение правил, их допустимое изменение и т.д. Изобретая разные языковые игры (практические ситуации возможного применения основных понятий), мы тренируем концептуальную компетентность (ориентированность, сноровку) читателей, учеников, прививая им навыки применения понятий в меняющихся ситуациях, умение выбираться из концептуальных тупиков (Л. Витгенштейн).
В значении стиля мышления и познавательной деятельности моделирование насыщает междисциплинарную коммуникацию (communus – дары общения) интервальными «зонами обмена» (Peter Galison), выстраивает «коридорные ситуации» (М. К. Петров), налаживает игры в общении, преодолевая разрывы и паузы непонимания или незнания. Тем самым воспроизводит по возможности традиционное в познавательной деятельности, преодолевает сопротивление чужого в прагматическом его освоении и раскрытии нового, расширяет горизонт собственного видения, понимания и представления в стремлении видеть явление в целостности. Язык модели позволяет сделать это в обход дисциплинарной герметичности дискурса за счет внутренних ресурсов быть одновременно открытым и автономным – адаптационно подвижным и стабилизирующим. В инструментальном смысле модель выполняет конституирующую функцию, организуя знание по единому образцу. Это создает прототип механизма конвергенции, хотя «квалифицирующая» функция моделирования первично усиливает дисциплинарную разобщенность. Двигаясь в развилке «между» дисциплинарной и концептуальной разобщенностью, моделирование, как состояние и режим существования познавательной деятельности, обладает способностью к порождению нового. Усвоение животворящей функции моделирования может быть воспроизведено в процессе трансдисциплинарного обучения и научения на площадке пересечения дисциплинарных и практических задач в модельном воплощении. В зоне решения экзистенциальных проблем, выходящих в жизненный мир не только отдельного человека, рождается вкус к расширению персональных компетенций проектирования и моделирования, востребованных современным сообществом.
Cutting off the degrees of freedom, the models retain the element of the game and vulnerability – the cradle of scientific creativity. The established conceptual apparatus dictates the “rules of the game”, regulates the meaningful work of the language, defining actions according to the rules, in violation of the rules, their permissible change, etc. Inventing different language games (practical situations of possible application of basic concepts), we train conceptual competence (orientation, dexterity) of readers, students, instilling in them skills of applying concepts in changing situations, the ability to get out of conceptual deadlocks (L. Wittgenstein). In the meaning of thinking style and cognitive activity, modeling saturates interdisciplinary communication (communus gifts of communication) with interval “exchange zones” (Peter Galison), builds “corridor situations” (M. Petrov), improves games in communication, overcoming breaks and pauses of misunderstanding. or ignorance. It reproduces, if possible, the traditional in cognitive activity. To overcome the resistance of the stranger in his pragmatic development and discovery of the new. To expand the horizon of one’s own vision, understanding and representation in the striving to see the phenomenon in integrity. The language of the model makes it possible to bypass the disciplinary tightness of discourse at the expense of internal resources to be both open and autonomous – adaptively movable and stabilizing. In an instrumental sense, the model performs a constitutive function, organizing knowledge in a single pattern. This creates a prototype of the convergence mechanism, although the “qualifying” modeling function primarily enhances disciplinary disunity. Moving in the fork “between” disciplinary and conceptual disunity, modeling, as a state and mode of existence of cognitive activity, has the ability to generate a new one, its modeling. The assimilation of the life-giving function of modeling can be reproduced in the process of transdisciplinary learning and learning at the intersection of disciplinary and practical tasks in the model embodiment. In the zone of solving existential problems that go into the life world not only of an individual, a taste is born to expand the personal competencies of design and modeling that are in demand by the modern community.