Дисертація є дослідженням цілісної філософсько-освітньої парадигми
мовної картини світу, яка відображає тенденції і пріоритетні шляхи
формування цієї картини світогляду та життєвих цінностей
особистості засобами освіти й виховання. У дослідженні вперше визначається
мовна картина світу у філософсько-освітньому дискурсі, вивчається
взаємодія раціональної та ірраціональної форм пізнання у процесі
становлення цієї картини, її роль у формуванні креативної, гуманітарно-
спрямованої мовної картини світу; аналізується специфіка її утворення
на рівні загального (національна мова), окремого (мова соціальної групи)
та одиничного (мовна картина світу особистості). Науковий, фізично-трудовий і
морально-етичний компоненти мовної картини характеризуються як засоби
репрезентації концептуальної картини світу, яка осягається молодим
поколінням в контексті основних напрямів навчально-виховного процесу -
раціонального, фізично-трудового, морально-етичного. У дисертаційній
роботі обгрунтовується ефективність суб’єкт-суб’єктної освітньо-виховної
парадигми у процесі становлення мовної картини світу; показана своєрідність
утворення цієї картини як чинника захисту національної ідентичності молодого
покоління в умовах глобалізації.
Диссертация является исследованием целостной философско-
образовательной парадигмы языковой картины мира, которая отображает
тенденции и приоритетные пути формирования этой картины как репрезентанта
мировоззрения и жизненных ценностей личности средствами образования и
воспитания. Эта картина является не только необходимым средством образовательного процесса, но и средством позитивного развития общества,
поскольку только коммуникативно объединенное общество и просвещенное
человечество могут успешно решать проблемы современности.
В исследовании впервые определяется языковая картина мира в
философско-образовательном плане, изучаются взаимодействие рациональной
и иррациональной форм познания в процессе становления этой картины, ее
роль в формировании креативной, гуманитарно-направленной языковой
картины мира; анализируется специфика ее образования на уровне
общего (национальный язык), отдельного (язык социальной группы) и
единичного (языковая картина мира личности). Научный, физически трудовой
и морально-этический компоненты языковой картины характеризуются как
средства репрезентации концептуальной картины мира, которая постигается
молодым поколениям в контексте основных направлений учебно-
воспитательного процесса - интеллектуального, физически-трудового,
морально-этического.
В диссертационной работе обосновывается эффективность субъект-
субъектной образовательно-воспитательной парадигмы в процессе
становления языковой картины мира; показано своеобразие формирования
этой картины как фактора защиты национальной идентичности молодого
поколения в условиях глобализации. Эта парадигма является примером
убедительной репрезентации педагогической деятельности, способной
перевести язык нового видения мира на язык коммуникативных структур на
гуманистической основе и призванной формировать в сознании детей и
молодежи языковую картину мира как фактор успешной социализации в
постиндустриальном обществе. Современное развитие общества в контексте европейской и мировой
интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности мировой культуры
зависит от системы образования, открытой, конкурентоспособной, способной
защитить национально-культурную самобытность народа. Чтобы не порождать
осложнения в вопросах культурно-национальной идентификации молодого
поколения, национальное воспитание следует осуществлять на основе
философского осмысления культурного наследства народа, к которому
относится и эта картина мира.
Исследование роли языковой картины мира в познавательном
процессе дает возможность иначе взглянуть на систему обучения, поскольку
почти все содержание современного образования сводится к обучению
знаний, умений и навыков. Между тем, ребенок, кроме этого, познает уже
познанный другими людьми мир и овладевает навыками осуществлять
этот процесс в будущем самостоятельно или вместе с другими людьми, с
которыми его будут объединять не только совместная деятельность, но и
человеческие ценности, репрезентированные в языковой картине мира.
Система образования призвана помочь подрастающему поколению подготовиться не только к практической деятельности, но и к общению с
другими людьми, стать носителем духовных ценностей. В этом
отношении языковая картина мира обладает большим воспитательным
потенциалом.
Диссертационное исследования являются вкладом в теорию языковой
картины мира и концепцию образовательной парадигмы на субъект-субъектной
основе, оно существенно углубляют понимание процесса формирования
внутреннего мира личности в условиях глобализма. Работа является
обобщением опыта модернистского реформирования системы просвещения и
воспитания.
The dissertation is a research of an integral philosophical and educational
paradigm of the linguistic picture of the world, which represents tendencies
and priority ways of forming of this picture as a representative! of worldview
and vital values of a personality by means of education and upbringing.
In the research the linguistic picture of the world is defined in a philosophical
and educational dimension for the first time, the interaction between rational
and irrational cognition forms in the making of this picture, its role in
forming of creative, humanitarianly directed linguistic picture of the world are
studied; the specificity of its formation at the level of the general (the national
language), particular (the language of a social group) and singular (the linguistic
picture of the world of a personality) is analysed. Scientific, physical and labour,
moral and ethical components of the linguistic picture are characterized as means of
representation of the conceptual picture of the world, which is perceived by a young
generation in the context of basic directions of an educational and upbringing
process, such as rational, physical and labour, moral and ethical ones. In the
dissertation work the efficiency of subject-subject educational and upbringing
paradigm in the making of the linguistic picture of the world is grounded; its
formation peculiarity as a factor of the young generation national identity
maintenance under the conditions of globalization is illustrated.