У дисертації досліджено універсальну картину світу ПВЛ у синхронічному аспекті та в діахронії її становлення; подано теоретичну модель світу, визначено її складові (світ і людина), особливості художньої реалізації такої моделі в середньовічному творі; розкрито жанрову генезу та естетичну природу образу людини як компонента моделі світу середньовічного тексту; встановлено вплив жанрового канону на втілення окремих параметрів моделі світу в художньому тексті; з’ясовано можливості вияву авторської індивідуальності в початковому літописі; введено поняття свідомої та несвідомої інтертекстуальності ПВЛ та визначено тип авторства твору. Найбільше уваги приділено дослідженню вихідних принципів моделювання світу в літописі, аналізу специфіки та структури синтетичної моделі світу ПВЛ, її художньої реалізації. Розкрито вплив структурно-композиційних і жанрових особливостей літописного тексту на модель світу ПВЛ.
В диссертации исследуется универсальная модель мира “Повести временных лет”, далее – ПВЛ, в синхроническом аспекте и в диахронии ее становления.
Структура и художественная реализация модели мира ПВЛ анализируются с точки зрения влияния летописного текста на характер построения и восприятия образа мира в древнейшей отечественной летописи, а также возможностей авторского самовыражения средневекового книжника в историческом произведении такого типа. При этом учитываются как особенности средневекового творчества, так и адресованность памятника в контексте универсализма христианской культуры.
Диссертация состоит из двух разделов. В первом из них рассматриваются теоретические аспекты: прослеживается развитие взглядов на понятие “картина/модель мира”, определяются ее составляющие (мир и человек) и основные принципы организации; раскрывается жанровый генезис и эстетическая природа образа человека как компонента картины мира средневекового текста; рассматриваются особенности художественной реализации модели в средневековом произведении; устанавливается влияние жанрового канона на реализацию отдельных параметров модели мира в раннеисторическом произведении; анализируются тип авторского самосознания старокиевских летописцев и возможности самореализации средневекового книжника в художественном произведении.
Второй раздел посвящен собственно реконструкции универсальной картины мира ПВЛ, начиная от исходных типов моделирования мира – эпического, исторического, агиографического – до воссоздания синтетической модели мира летописи в целом. Общая модель мира рассматривается как в синхроническом аспекте, так и в диахроническом. В первом случае модель мира ПВЛ рассматривается по отдельным параметрам от уровня коллективного сознания, представленного здесь образом истории, до синтетической модели мира ПВЛ. Диахронический подход – через “движение текста” – позволил представить изменение воззрений отечественных книжников на мир и историю и, соответственно, изменения картины мира ПВЛ с точки зрения художественной реализации авторских концепций в тексте летописи.
В результате исследования было установлено следующее.
Картина мира ПВЛ является сознательно создаваемой структурой. Реципиентом летописи был прежде всего княжеский род, представители которого, с одной стороны, воспитывались в традициях христианской идеологии и книжной культуры, а с другой – находились под сильным влиянием земледельческого культа рода/земли и стереотипов эпического мышления. Написанная в науку князьям, летопись должна была согласовать эти различные знаковые комплексы и предложить такую образную концепцию реальности, которая не только отражала бы видение мира адресатами произведения, но и влияла бы на их сознание и подсознание, корректируя таким образом их деятельность и объективную действительность.
Картина мира ПВЛ является структурой универсальной. В понимании старокиевских книжников она охватывала весь период существования универсума, все его пространство, включая реально-географическое и метафизическое измерения, всех его репрезентантов. Главная черта, определяющая универсальность модели мира ПВЛ, – это возможность ее выхода на разные уровни бытия, актуализация в сознании читателя историко-географического, социально-политического, культурно-идентификационного, морально-этического, духовного, метафизического и других планов понимания мира.
Созданию такой модели способствовал синтез в изображении действительности трех различных типов моделирования мира – эпического, исторического и агиографического, первый из которых фокусирует изображение на поступках персонажей, второй символизирует реальные события, а третий проявляется в строгой фиксации фактов и явлений объективной действительности.
В отличие от большинства произведений других жанров, модель универсума ПВЛ представляет мир в его диахронии – мир как история. Поэтому исторический принцип изображения действительности становится в ПВЛ базовым принципом моделирования мира, а развитие данного принципа связано со становлением исторического мышления наших предков.
В синтетической модели мира ПВЛ исторический принцип очерчивает реально-географический хронотоп модели, наполняет ее фактами и придает документальность. Введением агиографического принципа достигается объединение разобщенных фактов материального и духовного планов, которое поднимает отдельные события до уровня мировой истории и заземляет метафизические явления, придавая им почти “материальную” достоверность. Специфика взаимодействия исторического и агиографического подходов к воссозданию действительности в ПВЛ состоит в соединении их с традиционным средневековым дидактизмом, который ограничивает бесконечность значений символического образа, акцентируя на определенной, актуальной для летописца идее.
Соединяющим звеном для всех трех типов моделирования действительности стали эпическая структура человека-героя и знаковый комплекс архаического культа рода/земли. В структуре синтетической модели мира ПВЛ человек персонифицирует динамические силы универсума и выражает императивное отношение к миру.
Опираясь на комплекс архетипных представлений, связанных с традиционным, укорененным в подсознании наших предков земледельческим культом сакрального единства земли и племени, земли и княжеского рода, летописец опускает мифологический принцип отображения действительности, но сам знаковый комплекс земли/рода становится в ПВЛ приоритетным в осмыслении отечественной и мировой истории. Трансформация указанного архетипа происходит путем контаминации его с отдельными, близкими по значению мотивами Библии и христианской заповедью братской любви. Идея сакрального единства княжеского рода Рюриковичей и Русской земли получила в ПВЛ символическую коннотацию, выраженную на реально-географическом (исторический тип моделирования мира), сюжетно-событийном (эпический тип) и метафизическом (агиографический тип) уровнях универсальной картины мира ПВЛ.
Thesis for Degree of the Philological Sciences by speciality 10.01.01 – Ukrainian literature. – National Padagogical University named after Dragomanov, Kyiv, 2003.
Thesis is devoted to the analysis of the structure and artistic embody of the model of the world in the “Povist’ Vremjanih lit” from the point of view of influence of the text of the Letopys on the creation and perception of the image of the world in the first national historical text. In the researt work theoretical basis on the model of the world, its structure and correlation the picture of the world in the collective acknowledgment with the model of the world in the text “Povist’ Vremjanih lit”; are represented influence of style models of the world, image of the history of the text of the Litopys on the model of the world in the “Povist’ Vremjanih lit”.
The greatest attention has been paid to the definition of initial principles of the modeling of the world (folklore, historical and Christianity) and constructing the model of the world of the “Povist’ Vremjanih lit”.