У статті з позицій культурологічного підходу до побудови змісту астрономічної освіти в
середній загальноосвітній школі подано концепцію підручника астрономії профільного рівня як
засобу формування базових і предметних копетентностей учня. Вказано на те, що структуру, зміст
і методичний апарат підручника потрібно проектувати з позицій діяльнісного, практико-
орієнтованого підходу до навчально-пізнавальної діяльності учня. Сформульовано базові принципи
створення сучасного підручника з астрономії та дидактичні погляди на те, яким має бути підручник
астрономії профільного рівня.
Современные методологические ориентиры по организации и обеспечению процесса обучения в
старшей общеобразовательной школе, выдвигают новые требования к учебнику по астрономии. Его
следует рассматривать не только как средство передачи и усвоения содержания образования, но и
как инструмент для развития творческого потенциала ученика, его индивидуальности. Исходя из
этого, изучение вопросов, касающихся разработки и создания учебника для профильного обучения
астрономии, который бы направлял учеников на выбор их собственной образовательной
траектории, стимулировал самостоятельную учебно-познавательную деятельность и помогал
развивать творческие способности, является актуальной проблемой дидактики астрономии.
В статье с позиций культурологического подхода к построению содержания
астрономического образования в средней общеобразовательной школе представлена концепция
учебника астрономии профильного уровня как средства формирования базовых и предметных
копетентностей ученика. Указано на то, что структура, содержание и методический аппарат
учебника нужно проектировать с позиций деятельностного, практико-ориентированного подхода к
учебно-познавательной деятельности ученика. Сформулированы базовые принципы создания
современного учебника по астрономии и дидактические взгляды на то, каким должен быть учебник
астрономии профильного уровня. Нынешний школьный учебник по астрономии должна быть не только источником
информации, но и дидактическим средством, которое ученику помогает организовывать его
собственную образовательную траекторию, а учителю – планировать и проектировать процесс
обучения. То есть в учебнике нужно соединить три составляющие: психологическую,
дидактическую и методическую. Первая составляющая позволяет учесть психологические и
возрастные особенности учащихся. Дидактическая составляющая обеспечивает последовательное
изложение содержания, в частности основ научных знаний по астрономии. Методически грамотно
построен учебник должен помогать ученику и учителю организовать и выполнять различные виды
учебной деятельности.
В вопросе проектирования и создания современного учебника принципиально новым является
то, что нынешние информационно-коммуникационные технологии не только существенно
расширяют возможности его создания, но и дают возможность сформировать вокруг него
предметную информационно-обучающую среду в которой учебник должен играть роль ядра.
In article from positions cultural approach to building content astronomical education in secondary
school textbook presents the concept of astronomy profile as a means of basic and subject kopetentnostey
learner. It is indicated that the structure, content and methodical textbook unit should be designed from the
point of activity, practice-oriented approach to teaching and learning of the learner. Formulated the basic
principles of modern astronomy textbook and didactic views on what should be the profile of astronomy
textbook.