DSpace at library NPU Dragomanova » Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М.П. Драгоманова » Серія 03. Фізика і математика у вищій і середній школі » Випуск 16 »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15580
Title: Концепція підручника астрономії профільного рівня
Authors: Крячко, І. П.
Keywords: навчання астрономії
концепція підручника
обучение астрономии
концепция учебника
teaching astronomy
textbook concept
Issue Date: 2015
Publisher: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова
Citation: Крячко, І. П. Концепція підручника астрономії профільного рівня / І. П. Крячко // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія 3 : Фізика і математика у вищій і середній школі : зб. наук. праць. – Київ : Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2015. – Вип. 16. – C. 28-33.
Abstract: У статті з позицій культурологічного підходу до побудови змісту астрономічної освіти в середній загальноосвітній школі подано концепцію підручника астрономії профільного рівня як засобу формування базових і предметних копетентностей учня. Вказано на те, що структуру, зміст і методичний апарат підручника потрібно проектувати з позицій діяльнісного, практико- орієнтованого підходу до навчально-пізнавальної діяльності учня. Сформульовано базові принципи створення сучасного підручника з астрономії та дидактичні погляди на те, яким має бути підручник астрономії профільного рівня.
Современные методологические ориентиры по организации и обеспечению процесса обучения в старшей общеобразовательной школе, выдвигают новые требования к учебнику по астрономии. Его следует рассматривать не только как средство передачи и усвоения содержания образования, но и как инструмент для развития творческого потенциала ученика, его индивидуальности. Исходя из этого, изучение вопросов, касающихся разработки и создания учебника для профильного обучения астрономии, который бы направлял учеников на выбор их собственной образовательной траектории, стимулировал самостоятельную учебно-познавательную деятельность и помогал развивать творческие способности, является актуальной проблемой дидактики астрономии. В статье с позиций культурологического подхода к построению содержания астрономического образования в средней общеобразовательной школе представлена концепция учебника астрономии профильного уровня как средства формирования базовых и предметных копетентностей ученика. Указано на то, что структура, содержание и методический аппарат учебника нужно проектировать с позиций деятельностного, практико-ориентированного подхода к учебно-познавательной деятельности ученика. Сформулированы базовые принципы создания современного учебника по астрономии и дидактические взгляды на то, каким должен быть учебник астрономии профильного уровня. Нынешний школьный учебник по астрономии должна быть не только источником информации, но и дидактическим средством, которое ученику помогает организовывать его собственную образовательную траекторию, а учителю – планировать и проектировать процесс обучения. То есть в учебнике нужно соединить три составляющие: психологическую, дидактическую и методическую. Первая составляющая позволяет учесть психологические и возрастные особенности учащихся. Дидактическая составляющая обеспечивает последовательное изложение содержания, в частности основ научных знаний по астрономии. Методически грамотно построен учебник должен помогать ученику и учителю организовать и выполнять различные виды учебной деятельности. В вопросе проектирования и создания современного учебника принципиально новым является то, что нынешние информационно-коммуникационные технологии не только существенно расширяют возможности его создания, но и дают возможность сформировать вокруг него предметную информационно-обучающую среду в которой учебник должен играть роль ядра.
In article from positions cultural approach to building content astronomical education in secondary school textbook presents the concept of astronomy profile as a means of basic and subject kopetentnostey learner. It is indicated that the structure, content and methodical textbook unit should be designed from the point of activity, practice-oriented approach to teaching and learning of the learner. Formulated the basic principles of modern astronomy textbook and didactic views on what should be the profile of astronomy textbook.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15580
Appears in Collections:Випуск 16

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Krtachko.pdf229.16 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.