У дослідженні здійснено теоретичний аналіз сучасних теоретико-
методологічних підходів до вивчення комунікативної діяльності дітей із
системними порушеннями мовлення у психології, узагальнення яких дозволило
визначити психологічні механізми та розробити структурно-функціональну модель
зазначеної діяльності.
Визначені методологічні засади та здійснено емпіричне дослідження
комунікативної діяльності дітей старшого дошкільного віку із системними
порушеннями мовлення за результатами якого виокремлені типи комунікативної
діяльності дітей досліджуваної категорії (пасивно-стереотипний, операційно-
дефіцитарний, експресивно-прогностичний, структурно-дефіцитарний), інтер- й
інтрапсихічні чинники їхнього формування, комунікативні труднощі на різних
етапах реалізації комунікативної діяльності (змістові, операційні, рефлексивні).
У дослідженні теоретично обґрунтовано психологічні засади формування
комунікативної діяльності дітей із системними порушеннями мовлення, які
становили підґрунтя для розробки та апробації системи психокорекційного впливу
на розвиток зазначеної діяльності в старшому дошкільному віці,
трьохкомпонентна модель якої передбачає інформативно-активізаційний,
мотиваційно-розвивальний, продуктивно-діяльнісний, вербально-репродуктивний
та креативно-перетворювальний етапи реалізації з уточненням змістових та
організаційних особливостей роботи з педагогами, батьками, дітьми.
В исследовании осуществлен теоретический анализ современных
психологических теоретико-методологических подходов к изучению
коммуникативной деятельности детей с системными нарушениями речи (далее
СПМ), результаты которого послужили основанием для определения ее
психологических механизмов и разработки структурно-функциональной модели. Определены методологические основы и проведено эмпирическое
исследование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного
возраста с системными нарушениями речи, обобщение результатов которого
позволило выделить типы коммуникативной деятельности детей исследуемой
категории (пассивно-стереотипный, операционно-дефицитарный, экспрессивно-
прогностический, структурно-дефицитарный) и констатировать трудности на
различных этапах реализации коммуникативной деятельности (содержательные,
операционные, рефлексивные). Интрапсихическими факторами развития
структурно-организованной коммуникативной деятельности старших
дошкольников с СПМ установлены: овладение коммуникативными умениями
(перцептивными, информационными, интерактивными), сформированность
определенных личностных черт (лидерских качеств, организаторских
способностей, креативности, направленности на сотрудничество), а
интерпсихическими продуктивное общение в семье и адекватное осознание
родителями коммуникативных трудностей их детей. Выявленные типы
свидетельствуют о дефицитарности коммуникативной деятельности старших
дошкольников с системными нарушениями речи, что обусловило необходимость
разработки психокоррекционной системы ее формирования.
В диссертации теоретически обоснованы психологические подходы к
формированию коммуникативной деятельности детей с системными нарушениями
речи, которые определили разработку содержания и апробацию
психокоррекционной системы развития этой деятельности в старшем дошкольном
возрасте. Трехкомпонентная модель экспериментальной системы реализовывалась
через информационно-активизирующий, мотивационно-развивающий,
продуктивно-деятельностный, вербально-репродуктивный и креативно-
преобразующий этапы с уточнением содержательных и организационных
особенностей работы с педагогами, родителями, детьми.
Экспериментальная система была разработана с целью совершенствования и
развития структурно-организованной коммуникативной деятельности детей
старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи в совокупности
операционных (коммуникативных умений и средств) и личностных
(коммуникативных черт) ее составляющих. Методологическими основами
исследования выступили деятельностный, личностно-ориентированный,
системный и личностно-коммуникативный теоретические подходы.
В результате целенаправленной коррекционно-развивающей работы по
формированию коммуникативной деятельности у большинства детей
экспериментальной группы произошли качественные изменения в развитии всех ее
компонентов.
The study contains theoretical analysis of the modern theoretical and
methodological approaches towards researches in the field of communication activity of
the children with system speech disorders found in psychology. Generalisation of these
approaches allowed the author to determine psychological mechanisms of the
communication activity in the given category of children and develop its structural and
functional model.
The research methodological background has been defined, and the empiric study
of the communication activity development in senior preschool age children with system
speech disorders has been conducted. The research outcomes allowed to discover specific
types of communication activity in children with system speech disorders (passive and
stereotypical, operational-deficient, expressive and prognostic, structure-deficient). There
also has been determined the inter- and intrapsychic preconditions for their development,
communication difficulties at the different stages of communication activity
implementation (related to content, operations and self-reflection).
The study provides theoretical substantiation for the psychological grounds for
development of communication activity in children with system speech disorders, which
construct the background for elaboration and validation the psychocorrectional system
for communication activity development in the given category of children. The three-
component model of the proposed system includes the following stages of its
implementation: information and activation; motivation and development; productive
activity; the stage of verbal reproduction and creative transformation. For each stage the
author provides detailed description of content and organisational work with teachers,
parents and children.