Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Методичні засади реалізації компетентністного підходу в навчанні алгебри учнів основної школи

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Гоменюк, Ганна Володимирівна
dc.date.accessioned 2017-05-25T11:10:12Z
dc.date.available 2017-05-25T11:10:12Z
dc.date.issued 2016
dc.identifier.citation Гоменюк, Ганна Володимирівна. Методичні засади реалізації компетентністного підходу в навчанні алгебри учнів основної школи : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Г. В. Гоменюк ; наук. кер. В. Я. Забранський ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2016. - 22 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14264
dc.description.abstract Дисертацію присвячено проблемі впровадження компетентнісного підходу в навчання алгебри учнів основної школи. У роботі на основі створеної концептуальної моделі навчання алгебри на засадах компетентнісного підходу описано методику реалізації компетентнісного підходу до навчання алгебри учнів основної школи, визначено її компоненти, а саме: мотиваційно-ціннісний, практико- орієнтований, діяльнісний, рефлексивний; розроблено програму впровадження методики реалізації компетентнісного підходу до навчання алгебри учнів основної школи, укладено збірник компетентнісно орієнтованих задач з алгебри. Проведене експериментальне впровадження результатів дослідження свідчить, що використання запропонованої реалізації компетентнісного підходу до навчання алгебри учнів основної школи забезпечує формування в школярів предметної математичної компетентності та спеціальних предметних математичних компетентностей. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена проблеме внедрения компетентностного подхода в обучение алгебре учащихся основной школы. Реализация компетентностного подхода к обучению алгебры состоит в направленности учебного процесса на формирование предметной математической компетентности и специальных предметных математических компетентностей, к которым принадлежат вычислительная, процедурная, графическая, логическая и практико- ориентированная. Внедрение компетентностного обучения требует интеграции в традиционное обучение алгебры таких составляющих компетентностного подхода как формирование мотивации и ценностного отношения учащихся к обучению, обеспечение практико-ориентированного направления содержания курса алгебры основной школы, развитие у учащихся готовности к самостоятельной учебно- познавательной деятельности и способности к самоконтролю и самооценке. Концептуальная модель компетентностного обучения алгебре в основной школе состоит из четырех уровней: теоретической концепции обучения алгебре в основной школе, методики внедрения компетентностного подхода в обучение алгебре, педагогических условий реализации компетентностного обучения алгебре, критериев, уровней и средств диагностики формирования математических компетентностей учащихся в процессе обучения алгебре. Методологический компонент 1-го уровня модели охватывает научные идеи, выступающие концептуальной основой процесса обучения алгебре на основе КП и обще дидактические принципы, соблюдение которых обеспечивает его реализацию. Дидактические принципы являются стержнем, который объединяет все уровни и компоненты образовательного процесса и обеспечивает их системную целостность. В разработанной модели целью компетентностного обучения алгебре является формирование предметной математической компетентности и специальных предметных математических компетентностей на основании системного, аксиологического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, а также использование педагогических средств информационно-коммуникационных технологий. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс средней школы на этапе формирования глобального информационно- образовательного пространства, требует активного применения в процессе обучения алгебре информационно-коммуникационных технологий. Современные информационные технологии создают благоприятные условия для формирования как ключевых, так и предметных компетентностей учащихся. Использование ИКТ в целях формирования математических компетентностей позволяет более эффективно и качественно реализовать все этапы организации обучения алгебре учащихся на основании компетентносного подхода. Второй уровень модели обосновывает методику реализации компетентностного подхода к обучению алгебры, которая состоит из мотивационно- ценностного, практико-ориентированного, деятельностного, рефлексивного компонентов. Третий уровень описывает условия, необходимые для обеспечения реализации компетентностного подхода в процессе обучения алгебре учащихся основной школы: планирование всех этапов обучения, обеспечение положительной и устойчивой мотивации, формирование опыта самостоятельной учебной деятельности, развитие рефлексии учащихся общеобразовательных учебных заведений, целенаправленная подготовка учителей математики к компетентностному обучению алгебре. Четвертый уровень концептуальной модели обеспечивает диагностику процесса формирования математических компетентностей учащихся основной школы. В исследовании предложено четыре критерия определения состояния формирования предметной математической компетентности: мотивационно- ценностный, практико-ориентированный, деятельностный, рефлексивный, и соответственно – четыре уровня: начальный, средний, достаточный, высокий. Процесс формирования математических компетентностей у учащихся 7-9 классов зависит от психологических закономерностей развития личности школьников подросткового возраста. Этот период является сензитивным относительно формирования общей предметной математической компетентности и специальных предметных математических компетентностей, поскольку именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта учащихся, их стремление к взрослости, самостоятельности, самореализации. Разработанная методика реализации компетентностного подхода в процесс обучения алгебре учащихся основной школы основывается на развитии познавательных интересов, формировании готовности применять полученные знания для решения компетентностно ориентированных заданий, опыте самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках алгебры и во внеурочное время, развитии способности к рефлексии, а также применении в обучении алгебре ИКТ. К весомым результатам исследования относятся программа внедрения методики реализации компетентностного подхода к обучению алгебры учащихся основной школы, методические рекомендации для учителей математики и сборник компетентностно ориентированных задач по алгебре. Экспериментальная проверка результатов исследования показала, что использование предложенной методики реализации компетентностного подхода к обучению алгебры учащихся основной школы обеспечивает формирование у школьников предметной математической компетентности и специальных предметных математических компетенций. ua
dc.description.abstract The thesis is devoted to the problem of implementing competence-based approach in teaching Algebra to secondary school pupils. On the basis of the established conceptual model of teaching Algebra in terms of competence-based approach the methodology of realizing competence-based approach in teaching Algebra to secondary school pupils has been described and its components have been determined, namely motivational and value- based, practice-oriented, activity-based and reflexive components. The implementation program of the methodology of realising competence-based approach in teaching Algebra to secondary school pupils has been developed. The collection of competence-oriented tasks in Algebra has been compiled. The experimental verification of the survey results shows that the usage of the proposed competence-based approach realization in teaching Algebra to secondary school pupils provides forming pupils` subject and specific subject mathematical competences. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject компетентнісний підхід ua
dc.subject концептуальна модель ua
dc.subject компетентнісне навчання алгебри ua
dc.subject методика реалізації компетентнісного підходу до навчання алгебри учнів основної школи ua
dc.subject предметна математична компетентність ua
dc.subject спеціальні предметні математичні компетентності ua
dc.subject компетентностный подход ua
dc.subject концептуальная модель компетентностного обучения алгебре ua
dc.subject методика реализации компетентностного подхода к обучению алгебры учащихся основной школы ua
dc.subject предметная математическая компетентность ua
dc.subject специальные предметные математические компетентности ua
dc.subject competence-based approach ua
dc.subject conceptual model ua
dc.subject competence-based teaching Algebra ua
dc.subject methodology of realizing competence-based approach in teaching Algebra to secondary school students ua
dc.subject subject mathematical competence, specific subject mathematical competence ua
dc.subject.classification 373.5.016:512 ua
dc.title Методичні засади реалізації компетентністного підходу в навчанні алгебри учнів основної школи ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу