Дисертацію присвячено проблемі впровадження компетентнісного підходу в
навчання алгебри учнів основної школи. У роботі на основі створеної
концептуальної моделі навчання алгебри на засадах компетентнісного підходу
описано методику реалізації компетентнісного підходу до навчання алгебри учнів
основної школи, визначено її компоненти, а саме: мотиваційно-ціннісний, практико-
орієнтований, діяльнісний, рефлексивний; розроблено програму впровадження
методики реалізації компетентнісного підходу до навчання алгебри учнів основної
школи, укладено збірник компетентнісно орієнтованих задач з алгебри.
Проведене експериментальне впровадження результатів дослідження свідчить,
що використання запропонованої реалізації компетентнісного підходу до навчання
алгебри учнів основної школи забезпечує формування в школярів предметної
математичної компетентності та спеціальних предметних математичних
компетентностей.
Диссертация посвящена проблеме внедрения компетентностного подхода в
обучение алгебре учащихся основной школы. Реализация компетентностного
подхода к обучению алгебры состоит в направленности учебного процесса на
формирование предметной математической компетентности и специальных
предметных математических компетентностей, к которым принадлежат
вычислительная, процедурная, графическая, логическая и практико-
ориентированная. Внедрение компетентностного обучения требует интеграции в
традиционное обучение алгебры таких составляющих компетентностного подхода
как формирование мотивации и ценностного отношения учащихся к обучению,
обеспечение практико-ориентированного направления содержания курса алгебры
основной школы, развитие у учащихся готовности к самостоятельной учебно-
познавательной деятельности и способности к самоконтролю и самооценке.
Концептуальная модель компетентностного обучения алгебре в основной
школе состоит из четырех уровней: теоретической концепции обучения алгебре в основной школе, методики внедрения компетентностного подхода в обучение алгебре, педагогических условий реализации компетентностного обучения алгебре,
критериев, уровней и средств диагностики формирования математических
компетентностей учащихся в процессе обучения алгебре.
Методологический компонент 1-го уровня модели охватывает научные идеи,
выступающие концептуальной основой процесса обучения алгебре на основе КП и
обще дидактические принципы, соблюдение которых обеспечивает его реализацию.
Дидактические принципы являются стержнем, который объединяет все уровни и
компоненты образовательного процесса и обеспечивает их системную целостность.
В разработанной модели целью компетентностного обучения алгебре является
формирование предметной математической компетентности и специальных
предметных математических компетентностей на основании системного,
аксиологического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, а
также использование педагогических средств информационно-коммуникационных
технологий. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс
средней школы на этапе формирования глобального информационно-
образовательного пространства, требует активного применения в процессе обучения
алгебре информационно-коммуникационных технологий. Современные
информационные технологии создают благоприятные условия для формирования
как ключевых, так и предметных компетентностей учащихся. Использование ИКТ в
целях формирования математических компетентностей позволяет более эффективно
и качественно реализовать все этапы организации обучения алгебре учащихся на
основании компетентносного подхода.
Второй уровень модели обосновывает методику реализации
компетентностного подхода к обучению алгебры, которая состоит из мотивационно-
ценностного, практико-ориентированного, деятельностного, рефлексивного
компонентов. Третий уровень описывает условия, необходимые для обеспечения
реализации компетентностного подхода в процессе обучения алгебре учащихся
основной школы: планирование всех этапов обучения, обеспечение положительной
и устойчивой мотивации, формирование опыта самостоятельной учебной
деятельности, развитие рефлексии учащихся общеобразовательных учебных
заведений, целенаправленная подготовка учителей математики к
компетентностному обучению алгебре.
Четвертый уровень концептуальной модели обеспечивает диагностику
процесса формирования математических компетентностей учащихся основной
школы. В исследовании предложено четыре критерия определения состояния
формирования предметной математической компетентности: мотивационно-
ценностный, практико-ориентированный, деятельностный, рефлексивный, и
соответственно – четыре уровня: начальный, средний, достаточный, высокий.
Процесс формирования математических компетентностей у учащихся 7-9
классов зависит от психологических закономерностей развития личности
школьников подросткового возраста. Этот период является сензитивным
относительно формирования общей предметной математической компетентности и
специальных предметных математических компетентностей, поскольку именно в
этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта учащихся, их
стремление к взрослости, самостоятельности, самореализации. Разработанная методика реализации компетентностного подхода в процесс
обучения алгебре учащихся основной школы основывается на развитии
познавательных интересов, формировании готовности применять полученные
знания для решения компетентностно ориентированных заданий, опыте
самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках алгебры
и во внеурочное время, развитии способности к рефлексии, а также применении в
обучении алгебре ИКТ.
К весомым результатам исследования относятся программа внедрения
методики реализации компетентностного подхода к обучению алгебры учащихся
основной школы, методические рекомендации для учителей математики и сборник
компетентностно ориентированных задач по алгебре.
Экспериментальная проверка результатов исследования показала, что
использование предложенной методики реализации компетентностного подхода к
обучению алгебры учащихся основной школы обеспечивает формирование у
школьников предметной математической компетентности и специальных
предметных математических компетенций.
The thesis is devoted to the problem of implementing competence-based approach
in teaching Algebra to secondary school pupils. On the basis of the established conceptual model of teaching Algebra in terms of competence-based approach the methodology of
realizing competence-based approach in teaching Algebra to secondary school pupils has
been described and its components have been determined, namely motivational and value-
based, practice-oriented, activity-based and reflexive components. The implementation
program of the methodology of realising competence-based approach in teaching Algebra
to secondary school pupils has been developed. The collection of competence-oriented
tasks in Algebra has been compiled.
The experimental verification of the survey results shows that the usage of the
proposed competence-based approach realization in teaching Algebra to secondary school
pupils provides forming pupils` subject and specific subject mathematical competences.