ISSN: 2310-8290
dc.contributor.author | Гоменюк, Ганна Володимирівна![]() |
|
dc.date.accessioned | 2017-05-25T11:10:12Z | |
dc.date.available | 2017-05-25T11:10:12Z | |
dc.date.issued | 2016 | |
dc.identifier.citation | Гоменюк, Ганна Володимирівна. Методичні засади реалізації компетентністного підходу в навчанні алгебри учнів основної школи : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Г. В. Гоменюк ; наук. кер. В. Я. Забранський ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2016. - 22 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14264 | |
dc.description.abstract | Дисертацію присвячено проблемі впровадження компетентнісного підходу в навчання алгебри учнів основної школи. У роботі на основі створеної концептуальної моделі навчання алгебри на засадах компетентнісного підходу описано методику реалізації компетентнісного підходу до навчання алгебри учнів основної школи, визначено її компоненти, а саме: мотиваційно-ціннісний, практико- орієнтований, діяльнісний, рефлексивний; розроблено програму впровадження методики реалізації компетентнісного підходу до навчання алгебри учнів основної школи, укладено збірник компетентнісно орієнтованих задач з алгебри. Проведене експериментальне впровадження результатів дослідження свідчить, що використання запропонованої реалізації компетентнісного підходу до навчання алгебри учнів основної школи забезпечує формування в школярів предметної математичної компетентності та спеціальних предметних математичних компетентностей. | ua |
dc.description.abstract | Диссертация посвящена проблеме внедрения компетентностного подхода в обучение алгебре учащихся основной школы. Реализация компетентностного подхода к обучению алгебры состоит в направленности учебного процесса на формирование предметной математической компетентности и специальных предметных математических компетентностей, к которым принадлежат вычислительная, процедурная, графическая, логическая и практико- ориентированная. Внедрение компетентностного обучения требует интеграции в традиционное обучение алгебры таких составляющих компетентностного подхода как формирование мотивации и ценностного отношения учащихся к обучению, обеспечение практико-ориентированного направления содержания курса алгебры основной школы, развитие у учащихся готовности к самостоятельной учебно- познавательной деятельности и способности к самоконтролю и самооценке. Концептуальная модель компетентностного обучения алгебре в основной школе состоит из четырех уровней: теоретической концепции обучения алгебре в основной школе, методики внедрения компетентностного подхода в обучение алгебре, педагогических условий реализации компетентностного обучения алгебре, критериев, уровней и средств диагностики формирования математических компетентностей учащихся в процессе обучения алгебре. Методологический компонент 1-го уровня модели охватывает научные идеи, выступающие концептуальной основой процесса обучения алгебре на основе КП и обще дидактические принципы, соблюдение которых обеспечивает его реализацию. Дидактические принципы являются стержнем, который объединяет все уровни и компоненты образовательного процесса и обеспечивает их системную целостность. В разработанной модели целью компетентностного обучения алгебре является формирование предметной математической компетентности и специальных предметных математических компетентностей на основании системного, аксиологического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, а также использование педагогических средств информационно-коммуникационных технологий. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс средней школы на этапе формирования глобального информационно- образовательного пространства, требует активного применения в процессе обучения алгебре информационно-коммуникационных технологий. Современные информационные технологии создают благоприятные условия для формирования как ключевых, так и предметных компетентностей учащихся. Использование ИКТ в целях формирования математических компетентностей позволяет более эффективно и качественно реализовать все этапы организации обучения алгебре учащихся на основании компетентносного подхода. Второй уровень модели обосновывает методику реализации компетентностного подхода к обучению алгебры, которая состоит из мотивационно- ценностного, практико-ориентированного, деятельностного, рефлексивного компонентов. Третий уровень описывает условия, необходимые для обеспечения реализации компетентностного подхода в процессе обучения алгебре учащихся основной школы: планирование всех этапов обучения, обеспечение положительной и устойчивой мотивации, формирование опыта самостоятельной учебной деятельности, развитие рефлексии учащихся общеобразовательных учебных заведений, целенаправленная подготовка учителей математики к компетентностному обучению алгебре. Четвертый уровень концептуальной модели обеспечивает диагностику процесса формирования математических компетентностей учащихся основной школы. В исследовании предложено четыре критерия определения состояния формирования предметной математической компетентности: мотивационно- ценностный, практико-ориентированный, деятельностный, рефлексивный, и соответственно – четыре уровня: начальный, средний, достаточный, высокий. Процесс формирования математических компетентностей у учащихся 7-9 классов зависит от психологических закономерностей развития личности школьников подросткового возраста. Этот период является сензитивным относительно формирования общей предметной математической компетентности и специальных предметных математических компетентностей, поскольку именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта учащихся, их стремление к взрослости, самостоятельности, самореализации. Разработанная методика реализации компетентностного подхода в процесс обучения алгебре учащихся основной школы основывается на развитии познавательных интересов, формировании готовности применять полученные знания для решения компетентностно ориентированных заданий, опыте самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках алгебры и во внеурочное время, развитии способности к рефлексии, а также применении в обучении алгебре ИКТ. К весомым результатам исследования относятся программа внедрения методики реализации компетентностного подхода к обучению алгебры учащихся основной школы, методические рекомендации для учителей математики и сборник компетентностно ориентированных задач по алгебре. Экспериментальная проверка результатов исследования показала, что использование предложенной методики реализации компетентностного подхода к обучению алгебры учащихся основной школы обеспечивает формирование у школьников предметной математической компетентности и специальных предметных математических компетенций. | ua |
dc.description.abstract | The thesis is devoted to the problem of implementing competence-based approach in teaching Algebra to secondary school pupils. On the basis of the established conceptual model of teaching Algebra in terms of competence-based approach the methodology of realizing competence-based approach in teaching Algebra to secondary school pupils has been described and its components have been determined, namely motivational and value- based, practice-oriented, activity-based and reflexive components. The implementation program of the methodology of realising competence-based approach in teaching Algebra to secondary school pupils has been developed. The collection of competence-oriented tasks in Algebra has been compiled. The experimental verification of the survey results shows that the usage of the proposed competence-based approach realization in teaching Algebra to secondary school pupils provides forming pupils` subject and specific subject mathematical competences. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | компетентнісний підхід | ua |
dc.subject | концептуальна модель | ua |
dc.subject | компетентнісне навчання алгебри | ua |
dc.subject | методика реалізації компетентнісного підходу до навчання алгебри учнів основної школи | ua |
dc.subject | предметна математична компетентність | ua |
dc.subject | спеціальні предметні математичні компетентності | ua |
dc.subject | компетентностный подход | ua |
dc.subject | концептуальная модель компетентностного обучения алгебре | ua |
dc.subject | методика реализации компетентностного подхода к обучению алгебры учащихся основной школы | ua |
dc.subject | предметная математическая компетентность | ua |
dc.subject | специальные предметные математические компетентности | ua |
dc.subject | competence-based approach | ua |
dc.subject | conceptual model | ua |
dc.subject | competence-based teaching Algebra | ua |
dc.subject | methodology of realizing competence-based approach in teaching Algebra to secondary school students | ua |
dc.subject | subject mathematical competence, specific subject mathematical competence | ua |
dc.subject.classification | 373.5.016:512 | ua |
dc.title | Методичні засади реалізації компетентністного підходу в навчанні алгебри учнів основної школи | ua |
dc.type | Other | ua |