У статті з позицій комплексного підходу визначено поняття «самореалізація
особистості», «професійна самореалізація», «професіоналізм», «кар'єра» в сфері вітчизняних і
зарубіжних досліджень. Проаналізовано особливості зрілого віку в області кар'єрних досягнень,
визначені гендерні аспекти прояви лідерських якостей у професійній діяльності та побудові
кар'єри. Труднощі професійної самореалізації жінок пов'язані з домінуванням статеворольових
стереотипів, розподілом обов'язків у сім'ї та на робочому місці, особливостями вікового
розвитку та індивідуальними особливостями, життєвими умовами.
В статье с позиций комплексного подхода определено понятие «самореализация
личности», «профессиональная самореализация», «профессионализм», «карьера» в области
отечественных и зарубежных исследований. Актуальность темы связана с необходимостью
изучения и оптимизации процесса профессиональной самореализации, саморазвития и
самосовершенствования современных работающих женщин зрелого возраста, и карьеры как
механизма достижения самореализации в профессиональной деятельности. Исследованы
уровни профессиональной самореализации, определены подходы к периодизации зрелого
возраста, очерчена классификация карьер и стадии карьерного роста. Проанализированы
особенности зрелого возраста в области карьерных достижений, определены гендерные
аспекты проявления лидерских качеств в профессиональной деятельности и построении
карьеры. Трудности профессиональной самореализации женщин связаны с доминированием
полоролевых стереотипов, распределением обязанностей в семье и на рабочем месте, особенностями возрастного развития и индивидуальными особенностями, жизненными
условиями.
The article defines such notions as «self-realization of the personality», «professional self-actualisation», «professionalism», and «career» basing upon the comprehensive approach according to
the national and foreign researches. The topicality of the subject is connected with the necessity of
studying and optimising the process of professional self-actualisation, self-development and self-
improvement of the modern employed women of mature age, and career as a means of achievement of
the self-actualisation in professional activities. The article investigates the levels of professional self-
actualisation, determines the approaches to mature age periodisation, and distinguishes career
classification and the stages of career pursuit. The peculiarities of mature age are analyzed in terms of the
career achievements; gender aspects of leadership qualities manifestation in professional work as well as
in career development are defined. The difficulties in women’s professional self-realization are connected
with dominant gender role stereotypes, the distribution of duties in the family and in the workplace,
peculiarities of the age development and personal characteristics, and life conditions.