В статье обосновывается возможность и
перспективность использования в научных исследованиях и в различных сферах практической деятельности экологического подхода как расширенного. Показывается, что экология может рассматриваться не только в плане сосуществования
и коэволюции человека и природы, но и как экология разума, познания, действия, коммуникации и управления. Такого рода расширенный экологический
подход строится на междисциплинарной основе и демонстрирует методологическую силу междисциплинарности в современной науке. Экологический подход
становится инструментом изучения специфических свойств и характера связей, устанавливающихся в сетях жизни и познания, действия и управляющего
действия, в том числе образовательного воздействия учителя на учеников.
У статті обґрунтовується можливість і перспективність використання в
наукових дослідженнях і в різних сферах практичної діяльності екологічного підходу як розширеного. Показується, що екологія може розглядатися не
тільки в плані співіснування і коеволюції людини і природи, а й як екологія
розуму, пізнання, дії, комунікації та управління. Такого роду розширений
екологічний підхід будується на міждисциплінарній основі і демонструє методологічну силу міждисциплінарності в сучасній науці. Екологічний підхід
стає інструментом вивчення специфічних властивостей і характеру зв’язків,
що встановлюються в мережах життя і пізнання, дії і управляючого впливу,
в тому числі освітнього впливу вчителя на учнів.
The possibility and prospects of use of an extended ecological approach in
scientific research and in various areas of practice is substantiated in the article.
It is shown that ecology can be considered not only in terms of co-existence and
co-evolution of man and nature, but also as ecology of mind, knowledge, action, communication and management. Such kind of extended ecological approach
has a strong interdisciplinary basis and demonstrates the methodological power
of interdisciplinarity in modern science. The ecological approach becomes a tool
for the study of specific properties and character of links installed in the networks
of life and cognition, action, and managerial activities, including the educational
impact of teachers on students.