У статті формулюється нове функціональне поняття «особи з вираженими психофізичними порушеннями», яке
доповнює і розширює наявне, психолого-медико-педагогічна. Аналізуються міжнародні та національні (білоруські)
законодавчі акти і документи, що гарантують право на освіту і працю особам з інвалідністю. Змінюються погляди на поняття
«інвалідність», яке розглядається, виходячи не тільки з наявності органічних порушень, їх кількості та характеру, але також зі
способу функціонування і ступеня самостійності.Освіта осіб з вираженими психофізичними порушеннями розглядається не
через систему знань, вміння і навичок, а через систему життєвих компетенцій. Даються визначення поняттям: життєві
компетенції, соціальний досвід, життєздатна особистість. Пропонується типологічна класифікація осіб з вираженими
психофізичними порушеннями за ступенем їх самостійності, яка в майбутньому може бути використана при визначенні виду
побутової зайнятості, а для деяких, можливо, і трудової діяльності.
В статье формулируется новое функциональное понятие «лица с выраженными психофизическими нарушениями»,
которое дополняет и расширяет имеющееся, психолого-медико-педагогическое. Анализируются международные и
национальные (белорусские) законодательные акты и документы, гарантирующие право на образование и труд лицам с
инвалидностью. Меняются взгляды на понятие «инвалидность», которое рассматривается, исходя не только из наличия
органических нарушений, их количества и характера, но также из способа функционирования и степени самостоятельности.
Образование лиц с выраженными психофизическими нарушениями рассматривается не через систему знаний,
умения и навыков, а через систему жизненных компетенций. Даются определения понятиям: жизненные компетенции,
социальный опыт, жизнеспособная личность. Предлагается типологическая классификация лиц с выраженными
психофизическими нарушениями по степени их самостоятельности, которая в будущем может быть использована при
определении вида бытовой занятости, а для некоторых, возможно, и трудовой деятельности.
We formulate a new functional concept of "persons with severe mental and physical impairment", which complements and
extends the existing, psychological, medical and pedagogical. Analyzes international and national (Belarus) acts and documents that
guarantee the right to education and employment for persons with disabilities. Changing views on the concept of "disability", which is
considered the basis not only of the presence of organic disorders, their number and nature, but also because of the method of
operation and the degree of independence.Education of persons with severe mental and physical impairment is considered not
through a system of knowledge and skills and competences through life. Provides definitions of concepts: the vital expertise, social
experience, viable personality. It proposed typology of persons with severe mental and physical disorders according to their degree
of autonomy, which in the future may be used in determining the type of household employment, and for some, perhaps, and
employment.