Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора педагогічних наук за спеціальністю 13.00.02 – теорія та методика навчання (українська література). – Національний педагогічний університет ім. М. П. Драгоманова, Київ, 2009.
Дисертація є теоретико-методологічним та методичним дослідженням, присвяченим виявленню ефективності застосування філософсько-історичних підходів у процесі навчання української літератури у старших класах загальноосвітньої школи.
У роботі концептуалізовано зміст філософсько-історичних засад; розкрито особливості функціонування філософсько-історичної парадигми в літературній творчості; окреслено пов’язане із зазначеною темою проблемне поле в літературознавстві, методиці навчання, шкільній практиці; з’ясовано психолого-педагогічні закономірності впровадження філософсько-історичних підходів у процес навчання літератури; вироблено спеціальні напрямки, принципи та види аналізу літературного матеріалу, необхідні для розв’язання поставленої проблеми; запропоновано систему прийомів, спрямованих на практичне втілення розробленої моделі навчання; створено і реалізовано програму поетапного вирішення поставлених завдань; описано констатувальний і формувальний експерименти, проаналізовано їх результати.
Диссертация на соискание научной степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения (украинская литература). – Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова, Киев, 2009.
В работе концептуализировано содержание философско-исторических начал, их использование в методике преподавания литературы, раскрыты особенности функционирования философско-исторической парадигмы в литературном творчестве. Нами выделены ключевые художественно-исторические картины мира, определяющие два основных направления в изучении украинской литературы. Это “микроистории”, в которых действие происходит в относительно небольшом промежутке времени, изображена одна историческая эпоха, и “макроистории”, посвященные изображению универсальных надисторических явлений, связей эпох. Ключевые характеристики художественно-историчекой картины мира определены с помощью понятий “хронотоп”, “феноменальность“, “идеационность”, “мифологизм”, “статическое единство хронотопов“, “динамическое единство хронотопов“ и др.
В диссертации исследовано связанное с указанной темой проблемное поле в литературоведении, методике обучения украинской литературы, школьной практике. Было установлено отсутствие единого концептуального видения в использовании принципа историзма. Двойственность взглядов на это явление заключается в том, что допускаются крайние его толкования: начиная с того, что литература не может использоваться как историко-иллюстративны источник, и заканчивая предложениями применять художественные тексты именно в таком качестве на уроках словесности. Ученые-методисты и литературоведы определяют некоторые пути преодоления историзма в социологическом, документалистском значении: усиление внимания к феномену авторского сознания, философским основам художественного творчества, мировоззренческому контексту, стилевым особенностям литературы, интертекстуальным связям, диалогизму. Все это создает предпосылки для трансформации принципа историзма в принцип философско-исторического изучения литературы.
Поставленные задачи можно решить при условии использования специальных принципов изучения литературы: мировоззренческо-философского историзма, учета идеационности и мифологизма творчества, его интертекстуальности и диалогизма, особенностей художественно-исторического моделирования, явлений феноменальности и художественной историчности, проведения индивидуализации мышления писателя.
В работе предложены специальные виды анализа, необходимые для реализации основной концепции. Цель историко-идеационного анализа – установление мировоззренческой модели, представленной в конкретном тексте. Основными определяются такие системы: теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, нациоцентризм. Историко-статический анализ направлен на изучение представлений автора о неизменных исторических законах бытия. Историко-динамический помогает понять видение писателем истории как целенаправленного развития.
Продуктивными приемами философско-исторического изучения литературы можно считать: классификацию художественных образов с использованием схемы “феноменальное – рутинное” на разных структурных уровнях текста; градацию художественных образов по степени фено¬ме¬нальной выразительности; установление связей между образами разного уровня феноменальности; исследование динамики развития клю¬чевых феноменов; установление идеационного содержания литературного произведения на основании проявлений феноменального; изучение связей между идеационной системой художественного произведения и миро¬воз¬зрением эпохи автора; идеационная классификация тем и проблем; исследование идеационно обусловленных средств индивидуализации и типизации явлений; выявление идеационных критериев идеального в произведении; определение идеационно-семантических сдвигов в худо¬жественной образности; определение статических и динамических связей между художественно-историческими хронотопами; исследование архе¬типной структуры художественно-исторической картины мира, роли имлицитных и эксплицитных мифологических сюжетов в реализации концепции текста и др.
Экспериментальное внедрение результатов исследования показало продуктивность использования философско-исторических подходов к изучению литературы. Она заключается в следующем. Углубленный анализ проявлений феноменального в структуре текста позволяет активизировать образное, эстетически ориентированное восприятие школьниками художественного текста. Декодирование идеационной системы мышления писателя приближает учащихся к пониманию идейного содержания художественного материала. Работа на уровне макроисторических моделей – путь к целостному осмыслению учениками представлений писателя об универсальных законах бытия.
The thesis seeks doctor`s degree in speciality 13.00.02 – Theory and Methods of Teaching (Ukrainian literature). – M. Dragomanov National Pedagogical University, Kyiv, 2009.
The dissertation is a study in methodology and didactics aimed at determining the efficiency of philosophico-historical approach in Ukrainian Literature teaching in senior grades of secondary school.
The thesis conceptualizes the meaning of philosophico-historical approach; specifies the peculiarities of how the philosophico-historical paradigm functions in literature writing; outlines the range of problems linked to the discussed topic in literature research, methods of teaching and school practice; identifies the psychological and pedagogical regularities of introducing the philosophico-historical approach into literature teaching; establishes the specific directions, principles and kinds of literature analysis which are necessary to solve the targeted problem; suggests a system of techniques aimed at the practical implementation of the developed teaching model; creates and realizes a program of step-by step accomplishment of the set tasks; describes the formative experiment and analyzes its results.