Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за
спеціальністю 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія. – Національний
педагогічний університет імені М. П. Драгоманова, Київ, 2015.
Дисертація присвячена проблемі розвитку психічного здоров’я молодших
школярів засобами казкотерапії. Уточнено поняття "психічне здоров’я молодшого
школяра", визначено його чинники та структурні компоненти – психофізичний,
психологічний, соціально-психологічний, навчальний.
Емпірично виявлено особливості прояву, рівні (високий, низький, середній),
динаміку структурних компонентів психічного здоров’я молодших школярів
упродовж навчання в початковій школі та зафіксовано перевагу середнього та
низького рівнів. Створено модель розвитку психічного здоров’я молодших
школярів засобами казкотерапії, що включає роботу з учнями, шкільним
психологом, вчителями, батьками.
Доведено ефективність профілактично-розвивальної роботи з розвитку
психічного здоров’я молодших школярів засобами казкотерапії. Запропоновано
методичні рекомендації для вчителів, батьків та практичних психологів
загальноосвітніх навчальних закладів з метою розвитку та збереження психічного
здоров’я молодшого школяра.
Dissertation for obtaining the candidate degree of psychological science on
speciality 19.00.07 – pedagogical and age-specific psychology. – National Pedagogical
University named after M. P. Dragomanov, Kyiv, 2015.
The dissertation is devoted to the problem of mental health development of
primary school pupils by fairytale therapy means. The concept of "mental health of
primary school pupils" is specified, its factors and structural components are defined:
psychophysical, psychological, socio-psychological, and educational.
The peculiarities of manifestation, levels (high, low, medium) and dynamics of
structural components of primary school pupils’ mental health during their studying at
primary school have been empirically determined, and the predominance of medium and
low levels has been noted. The model of mental health development of primary school
pupils has been created, which includes the work of a school psychologist, teachers and
parents with pupils by fairytale therapy means.
The efficacy of preventive and developing work on mental health development of
primary school pupils by fairytale therapy means has been proved. Methodical
recommendations for teachers, parents and psychologists of general educational institutions
are suggested to develop and maintain mental health of primary school pupils.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
по специальности 19.00.07 –педагогическая и возрастная психология. –
Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, Киев, 2015.
Диссертация посвящена проблеме развития психического здоровья младшего
школьника средствами сказкотерапии. Уточнено понятие "психическое здоровье
младшего школьника". Определены его факторы: биологические, психологические,
социальные и физические. Изучены структурные компоненты: психофизический
(особенности темперамента, уровень сопротивления стрессу, вегетативные
расстройства, астения), психологический (уровень тревожности и страхов,
адекватность самооценки, доминирующее эмоциональное состояние, наличие
депрессивных проявлений), социально-психологический (наличие социального
стресса, восприятие ребенком особенностей семейной ситуации, уровень агрессивности), учебный (средняя успеваемость по основным предметам, уровень
школьной тревожности, доминирующие мотивы учебы, доминирующие
познавательные интересы). Проведен анализ особенностей сказкотерапии как
средства развития самосознания, навыков конструктивного общения и творческого
потенциала младшего школьника.
В ходе эмпирического исследования изучены особенности проявлений,
уровни (высокий, средний и низкий) и динамика структурных компонентов
психического здоровья младших школьников, их индивидуальные и возрастные особенности. Установлены взаимосвязи между тревожностью и эффективностью учебной деятельности, агрессивностью и уровнем усвоения учебной программы, эмоциональной неустойчивостью и заниженной самооценкой. Выявлено доминирование среднего и низкого уровней психического здоровья младшего школьника.
Разработана модель развития психического здоровья младшего школьника
средствами сказкотерапии, которая включает работу с учениками, школьным
психологом, учителями, родителями. Сказкотерапевтическая работа происходила
в четыре этапа с учетом особенностей структурных компонентов психического
здоровья младшего школьника. Доказана эффективность программы развития
психического здоровья младшего школьника средствами сказкотерапии.
Результаты эксперимента убеждают в необходимости специально
организованного психолого-педагогического сопровождения процесса содействия
развитию психического здоровья младшего школьника, направленного на
развитие индивидуальности, формирование адаптационного потенциала учеников.
Предложены методические рекомендации для учителей, родителей и
практических психологов общеобразовательных учебных заведений с целью развития и сохранения психического здоровья младшего школьника.