У дисертації здійснено експериментальне дослідження
психолого-педагогічної проблеми формування просторової знаково-
символічної системи знань у дітей 8-12 років з помірною та тяжкою
розумовою відсталістю. Досліджено механізм формування
просторової знаково-символічної системи знань як психічної структури внутрішнього відображення дійсності, в основу якої
покладені просторові знаки та символи.
Обґрунтовано та представлено зміст навчально-корекційної
методики формування просторової знаково-символічної системи
знань у дітей з помірною та тяжкою розумовою відсталістю та
методичні рекомендації.
Доведено ефективність проведення корекційного навчання
відповідно до визначеної поетапності, що врахувала актуальний
рівень розвитку дітей з помірною та тяжкою розумовою відсталістю,
послідовність уведення просторових знаків та символів і організацію
системи їхнього навчання. Статистично підтверджено ефективність
запропонованої експериментальної методики.
В диссертации определены теоретические подходы и
осуществлено экспериментальное исследование психолого-
педагогической проблемы формирования пространственной знаково-
символической системы знаний у детей 8-12 лет с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью.
В работе проанализировано состояние разработки проблемы и
обобщены результаты научных исследований, которые
свидетельствуют об их направленности на изучение состояния
усвоения детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
знаний из различных учебных дисциплин: математики, чтения,
развития речи. Вместе с тем установлено, что формирование у этих
детей общей осведомленности, социально-бытовых навыков,
особенностей развития у них эмоционально-волевой сферы,
познавательных процессов невозможно без использования
пространственных знаков и символов. В процессе теоретического анализа уточнен термин
“пространственная знаково-символическая система знаний” как
психическая структура внутреннего отражения действительности, в
основу которой положены пространственные знаки и символы, а
также системные связи и зависимости между ними.
Разработана методика диагностики состояния
сформированности пространственной знаково-символической
системы знаний у детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью и установлено, что весомым является учет ее
иерархического четырехуровневого построения, учитывая которой
выделяют оптико-предметные, предметно-пространственные,
знаково-пространственные, символьно-пространственные
изображения. Разноуровневая инструкция и виды помощи
учитывают понимание этими детьми ситуации, способность к
распознаванию, соотнесению, нахождение по аналогии или названию
пространственных знаков и символов. Определены критерии
усвоения пространственной знаково-символической системы знаний
этими детьми, в каждом из них выделен ряд показателей, которые
позволяют определить уровни ее усвоения (достаточный, средний,
низкий, очень низкий, элементарный, нулевой).
Обобщение результатов исследования позволило определить
особенности усвоения пространственной знаково-символической
системы знаний детьми этой категории: дети недостаточно усвоили
пространственные знаки и символы, предусмотренные учебными
программами. У них наблюдается недостаточная самостоятельность
при их применении, преобладает зависимость от помощи взрослых и
необходимость в стимулировании к выполнению действий.
Обосновано содержание учебно-коррекционной методики
формирования пространственной знаково-символической системы
знаний у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и
методические рекомендации.
Доказана эффективность и целесообразность проведения
коррекционного обучения в соответствии с определенной
поэтапностью, которая учитывает актуальный уровень развития
детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью,
последовательность введения пространственных знаков и символов,
организацию системы их обучения. Статистически подтверждена
эффективность предложенной экспериментальной методики.
The author of this thesis studies theoretical approaches and makes
experimental research of spatial sign and symbol knowledge system
formation in children aged 8-12 with moderate and severe mental
retardation.
The system’s formation mechanism as a mental structure of reality
reflection based on spatial signs and symbols is researched in the thesis.
The author represents the contents of educational correctional technique
of spatial signs and symbols knowledge system in children with moderate
and severe mental retardation, proves its efficiency, and offers relevant
guidelines. The represented step-by-step correctional training of children
with moderate or severe mental retardation, including gradual introduction
of spatial signs and symbols, and general organization of learning process
has proven its efficiency. Statistical analysis has confirmed the efficiency
of this experimental technique.