Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Особливості формування просторової знаково-символічної системи знань у дітей з помірною та тяжкою розумовою відсталістю

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Каменщук, Тетяна Дмитрівна
dc.date.accessioned 2019-04-06T11:58:40Z
dc.date.available 2019-04-06T11:58:40Z
dc.date.issued 2018
dc.identifier.citation Каменщук, Тетяна Дмитрівна. Особливості формування просторової знаково-символічної системи знань у дітей з помірною та тяжкою розумовою відсталістю : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 – корекційна педагогіка / Каменщук Тетяна Дмитрівна ; [наук. кер. Гаврилов Олексій Вікторович] ; М-во освіти і науки України. - Київ, 2018. - 19 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/24082
dc.description.abstract У дисертації здійснено експериментальне дослідження психолого-педагогічної проблеми формування просторової знаково- символічної системи знань у дітей 8-12 років з помірною та тяжкою розумовою відсталістю. Досліджено механізм формування просторової знаково-символічної системи знань як психічної структури внутрішнього відображення дійсності, в основу якої покладені просторові знаки та символи. Обґрунтовано та представлено зміст навчально-корекційної методики формування просторової знаково-символічної системи знань у дітей з помірною та тяжкою розумовою відсталістю та методичні рекомендації. Доведено ефективність проведення корекційного навчання відповідно до визначеної поетапності, що врахувала актуальний рівень розвитку дітей з помірною та тяжкою розумовою відсталістю, послідовність уведення просторових знаків та символів і організацію системи їхнього навчання. Статистично підтверджено ефективність запропонованої експериментальної методики. ua
dc.description.abstract В диссертации определены теоретические подходы и осуществлено экспериментальное исследование психолого- педагогической проблемы формирования пространственной знаково- символической системы знаний у детей 8-12 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В работе проанализировано состояние разработки проблемы и обобщены результаты научных исследований, которые свидетельствуют об их направленности на изучение состояния усвоения детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью знаний из различных учебных дисциплин: математики, чтения, развития речи. Вместе с тем установлено, что формирование у этих детей общей осведомленности, социально-бытовых навыков, особенностей развития у них эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов невозможно без использования пространственных знаков и символов. В процессе теоретического анализа уточнен термин “пространственная знаково-символическая система знаний” как психическая структура внутреннего отражения действительности, в основу которой положены пространственные знаки и символы, а также системные связи и зависимости между ними. Разработана методика диагностики состояния сформированности пространственной знаково-символической системы знаний у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и установлено, что весомым является учет ее иерархического четырехуровневого построения, учитывая которой выделяют оптико-предметные, предметно-пространственные, знаково-пространственные, символьно-пространственные изображения. Разноуровневая инструкция и виды помощи учитывают понимание этими детьми ситуации, способность к распознаванию, соотнесению, нахождение по аналогии или названию пространственных знаков и символов. Определены критерии усвоения пространственной знаково-символической системы знаний этими детьми, в каждом из них выделен ряд показателей, которые позволяют определить уровни ее усвоения (достаточный, средний, низкий, очень низкий, элементарный, нулевой). Обобщение результатов исследования позволило определить особенности усвоения пространственной знаково-символической системы знаний детьми этой категории: дети недостаточно усвоили пространственные знаки и символы, предусмотренные учебными программами. У них наблюдается недостаточная самостоятельность при их применении, преобладает зависимость от помощи взрослых и необходимость в стимулировании к выполнению действий. Обосновано содержание учебно-коррекционной методики формирования пространственной знаково-символической системы знаний у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и методические рекомендации. Доказана эффективность и целесообразность проведения коррекционного обучения в соответствии с определенной поэтапностью, которая учитывает актуальный уровень развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, последовательность введения пространственных знаков и символов, организацию системы их обучения. Статистически подтверждена эффективность предложенной экспериментальной методики. ua
dc.description.abstract The author of this thesis studies theoretical approaches and makes experimental research of spatial sign and symbol knowledge system formation in children aged 8-12 with moderate and severe mental retardation. The system’s formation mechanism as a mental structure of reality reflection based on spatial signs and symbols is researched in the thesis. The author represents the contents of educational correctional technique of spatial signs and symbols knowledge system in children with moderate and severe mental retardation, proves its efficiency, and offers relevant guidelines. The represented step-by-step correctional training of children with moderate or severe mental retardation, including gradual introduction of spatial signs and symbols, and general organization of learning process has proven its efficiency. Statistical analysis has confirmed the efficiency of this experimental technique. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ імені М.П.Драгоманова ua
dc.subject просторові знаки та символи ua
dc.subject просторова знаково-символічна система знань ua
dc.subject діти з помірною та тяжкою розумовою відсталістю ua
dc.subject пространственные знаки и символы ua
dc.subject пространственная знаково-символическая система знаний ua
dc.subject дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью ua
dc.subject spatial signs and symbols ua
dc.subject spatial signs and symbols knowledge system ua
dc.subject children with moderate and severe mental retardation ua
dc.subject.classification 376-056.34:82’22(043.3) ua
dc.title Особливості формування просторової знаково-символічної системи знань у дітей з помірною та тяжкою розумовою відсталістю ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу