DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/16087
Title: Формування культури навчальної діяльності молодших школярів
Authors: Кожевникова, Ірина Іванівна
Keywords: культура навчальної діяльності
рівні культури
уміння культури
культуроємкість
проекти культури
критерії і показники культури
культура учебной деятельности
уровни культуры
умения культуры
культуроемкость
проекты культуры
критерии и показатели культуры
culture of learning activities
culture levels
learners culture skills
culture capacity
culture projects
criteria and values of culture
Issue Date: 2003
Publisher: Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова
Citation: Кожевникова І. І. Формування культури навчальної діяльності молодших школярів : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.09 / І. І. Кожевникова ; наук. кер. В. М. Алфімов ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 21 с.
Abstract: Дисертація, присвячена проблемі формування культури навчаль-ної діяльності молодших школярів у загальноосвітній початковій школі. У роботі визначено поняття: “культура навчальної діяльності”, “формування культури навчальної діяльності”, “система умінь культури навчальної діяльності”, “культуроємкість навчальної діяльності”, “коефіцієнт культуроємкості”, “принципи формування культури”. Розкрита сутність педагогічного управління формуванням культури на основі співуправління, самоуправління учнів у процесі вивчення навчальних предметів початкової школи, розроблені проекти культури, наведена технологія формування культури навчальної діяльності молодших школярів на технологічних етапах (планування системи уроків, планування уроку, планування проектів культури, планування самостійної роботи учнів) за розробленими алгоритмами. Виявлені рівні культури (високий, середній, низький), критерії та показники її сформованості.
Диссертация посвящена проблеме формирования культуры учебной деятельности младших школьников в общеобразовательной начальной школе. Данная проблема проанализирована в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях, выявлена взаимная связь учебной деятельности младших школьников с видами культур, которые традиционно используются учителями в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, однако не в системе и вне связи с критериями сформированности культуры учебной деятельности. Культура как основа современного образования должна быть в центре внимания учителя начальных классов на уровне обучения детей всем школьным предметам и самой организации учебно-воспитательного процесса. Культура учебной деятельности младшего школьника рассматривается через содержание видов культур, в каждом из которых выделены основные умения культуры. Определено понятие “культура учебной деятельности”, раскрыты сущность и содержание культуры учебной деятельности младшего школьника. Овладение детьми умениями культуры определяет уровни культуры учебной деятельности младших школьников. Формирование культуры учебной деятельности младшего школьника есть овладение им с помощью учителя, родителей и собственных усилий умениями культуры учебной деятельности. Умения культуры дидактического, психологического, воспитательного, организационно-управленческого содержания составляют систему умений культуры младшего школьника, что характеризует его индивидуально-личностную позицию в обучении и жизнедеятельности, способствует осознанному проявлению внутренних состояний личности в учебной деятельности, повышению академических успехов. В соответствии с логикой формирования культуры учебной деятельности ее эффективность (культуроемкость) оценивается путем вычисления коэффициента культуроемкости на основе разработанной в исследовании математической методики. В диссертации выявлены и сформулированы принципы формирования культуры учебной деятельности, рассмотрено педагогическое управление (соуправление, самоуправление ученика) формированием культуры. Практическое формирование культуры учебной деятельности младших школьников зависит от влияния культуры воспитания родителей, педагогической культуры учителя, от его умений планировать систему уроков, содержание урока, разрабатывать проекты культуры, организовывать самостоятельную работу детей на основе педагогических проектов. В диссертации разработаны алгоритмы такого планирования и проектирования на технологически этапах. Решению проблемы культуры учебной деятельности младших школьников способствует целенаправленное создание учителем и самими детьми на уроках, других занятиях необходимого фона культуры, который содержательно зависит от особенностей учебного материала и возможностей влияния культуры на учебную деятельность детей. Культура учебной деятельности младших школьников характеризуется проявленными ими уровнями культуры (высокий, средний, низкий). В диссертации разработаны качественные характеристики этих уровней. Наличие уровней культуры потребовало разработки диагностики умений культуры учебной деятельности детей, выделения критериев и показателей ее сформированности, диагностики эффективности (результатов) обучения. В диссертации представлены теоретический аппарат культуры учебной деятельности, технология формирования культуры учебной деятельности.
The dissertation is devoted to the problem of developing the culture of learning activities of children at primary school. In the paper are formulated the definitions of the terms ‟culture of learning activities„, ‟development of culture of learning activities„, ‟system of culture skills„, ‟culture capacity of learning„, ‟coefficient of culture capacity„, ‟principles of culture building up„. Given is the essence of pedagogical management of culture development basing on the common management, self management in the process of learning the school subjects in the primary school, culture work projects have been worked out. The technique of culture development in learning activities of primary students has been created during the technological stages (the planning of the lessons system, the lesson planning, the culture work projects, planning of pupils independent work due to the algorithms worked out). Described are culture levels ( high, average, low) and criteria and values of the degree of its development.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/16087
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Kozhevnikova.pdf243.71 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.