У дисертації на основі психолого-педагогічного аналізу феномену обдарованості людини
з'ясовано характерні риси математичної обдарованості учнів, запропоновано шляхом створення
селективних класів в основній школі реалізувати індивідуальний підхід до навчання математично
здібних учнів. Розроблена автором методична система роботи вчителя з математично
обдарованими учнями 4-8 класів польської школи (гімназії) грунтується на поєднанні навчальної
роботи на уроці і позакласної роботи учнів, що підпорядковані принципу навчання математики
через розв'язування задач. Вона реалізована в авторській програмі з математики для 6-8 класів,
дидактичних і методичних матеріалах, шляхом впровадження і апробацією основних результатів в
практику роботи шкіл і під час перепідготовки вчителів математики в Радомській Політехніці
(Польща).
В диссертации на основе психолого-педагогического анализа феномена одаренности
человека определены характерные черты математической одаренности школьников и их
соотношение с такими индивидуально-типологическими свойствами личности, как способности,
склонности, талантливость, гениальность. Выявлены педагогические условия организации
учебного процесса математически одаренных детей на основе индивидуализации обучения.
Предложено путем создания селективных классов в основной школе реализовать идею
дифференциации обучения математически способных учеников в основной школе. Установлено,
что математически одаренных учеников характеризует особенная математическая направленность
мышления, своеобразная склонность находить и осознавать логический и математический смысл в
явлениях действительности, воспринимать их через призму логических и математических
категорий и отношений.
Разработанная автором методическая система работы учителя с математически одаренными
учениками 4-8 классов польской школы (гимназии) основывается на сочетании учебной работы на
уроке и внеклассной работы учеников. Ее содержание подчинено принципу обучения математике
через решение задач. С этой целью учебная деятельность учащихся на уроках математики
организовывалась в соответствии с четырьмя этапами общего подхода к решению задач:
осмысление условия задачи, поиск плана ее решения, воспроизведение его, проверка
правильности решения. Выбор такой стратегии обучения математически одаренных учеников 4-8
классов позволил обеспечить усвоение ими учебного материала адекватно их познавательным
возможностям.
Внеклассная работа как органическая составляющая методической системы работы учителя
с математически одаренными детьми была также построена на задачном подходе. С этой целью в
рамках деятельности ученического математического общества, которое действовало в школе,
были избраны соответствующие организационные формы занятий – математический кружок,
занятия которого планировались исходя из интересов самих учеников, Клуб Интересной Задачи,
лекторий "Это интересно знать" и др.
Предлагаемый вариант методической системы реализован в авторской программе по
математике для 6-8 классов, дидактических и методических материалах, путем внедрения и
апробации основных результатов в практику работы польской школы, во время переподготовки и
повышения квалификации учителей математики в Радомской Политехнике (Польша).
The Dissertation is psychological and pedagogical analysis of talented people phenomenon;
described features of mathematically talented students; suggested realization of individual approach to
teaching mathematically talented students through selected classes establishment. Methodological system
of teacher's work with mathematically talented students of 4-8 grades of Polish gymnasium is based on
combination of learning in a class and additional beyond-class student's activity. This Methodological
system is based on a principle of teaching Mathematics by solving tasks and exercises. This
Methodological system is realized in the author's program on Mathematics for 6-8 grades, didactical and
methodological materials, through introduction and approbation of main results in a school work practice,
during a period of re-preparation and qualification improvement of teachers of Mathematics in
Polytechnic University of Radom (Polish).