DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15792
Title: Особливості роботи вчителя з математично обдарованими учнями 4- 8 класів (на матеріалі польської школи)
Authors: Лодзіньська, Ельжбета
Keywords: навчання математики
математична обдарованість
диференційоване навчання
математична задача
позакласна робота
розвиток мислення учнів
обучение математике
математическая одаренность
дифференцированное обучение
математическая задача
внеклассная работа
развитие мышления учеников
teaching of Mathematics
mathematical talented
differentiated learning
mathematical problem
beyond-class activity
development of student's thinking
Issue Date: 2001
Citation: Лодзіньська Е. Особливості роботи вчителя з математично обдарованими учнями 4- 8 класів (на матеріалі польської школи) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ельжбета Лодзіньська ; наук. кер. О. І. Ляшенко ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 1999. - 17 с.
Abstract: У дисертації на основі психолого-педагогічного аналізу феномену обдарованості людини з'ясовано характерні риси математичної обдарованості учнів, запропоновано шляхом створення селективних класів в основній школі реалізувати індивідуальний підхід до навчання математично здібних учнів. Розроблена автором методична система роботи вчителя з математично обдарованими учнями 4-8 класів польської школи (гімназії) грунтується на поєднанні навчальної роботи на уроці і позакласної роботи учнів, що підпорядковані принципу навчання математики через розв'язування задач. Вона реалізована в авторській програмі з математики для 6-8 класів, дидактичних і методичних матеріалах, шляхом впровадження і апробацією основних результатів в практику роботи шкіл і під час перепідготовки вчителів математики в Радомській Політехніці (Польща).
В диссертации на основе психолого-педагогического анализа феномена одаренности человека определены характерные черты математической одаренности школьников и их соотношение с такими индивидуально-типологическими свойствами личности, как способности, склонности, талантливость, гениальность. Выявлены педагогические условия организации учебного процесса математически одаренных детей на основе индивидуализации обучения. Предложено путем создания селективных классов в основной школе реализовать идею дифференциации обучения математически способных учеников в основной школе. Установлено, что математически одаренных учеников характеризует особенная математическая направленность мышления, своеобразная склонность находить и осознавать логический и математический смысл в явлениях действительности, воспринимать их через призму логических и математических категорий и отношений. Разработанная автором методическая система работы учителя с математически одаренными учениками 4-8 классов польской школы (гимназии) основывается на сочетании учебной работы на уроке и внеклассной работы учеников. Ее содержание подчинено принципу обучения математике через решение задач. С этой целью учебная деятельность учащихся на уроках математики организовывалась в соответствии с четырьмя этапами общего подхода к решению задач: осмысление условия задачи, поиск плана ее решения, воспроизведение его, проверка правильности решения. Выбор такой стратегии обучения математически одаренных учеников 4-8 классов позволил обеспечить усвоение ими учебного материала адекватно их познавательным возможностям. Внеклассная работа как органическая составляющая методической системы работы учителя с математически одаренными детьми была также построена на задачном подходе. С этой целью в рамках деятельности ученического математического общества, которое действовало в школе, были избраны соответствующие организационные формы занятий – математический кружок, занятия которого планировались исходя из интересов самих учеников, Клуб Интересной Задачи, лекторий "Это интересно знать" и др. Предлагаемый вариант методической системы реализован в авторской программе по математике для 6-8 классов, дидактических и методических материалах, путем внедрения и апробации основных результатов в практику работы польской школы, во время переподготовки и повышения квалификации учителей математики в Радомской Политехнике (Польша).
The Dissertation is psychological and pedagogical analysis of talented people phenomenon; described features of mathematically talented students; suggested realization of individual approach to teaching mathematically talented students through selected classes establishment. Methodological system of teacher's work with mathematically talented students of 4-8 grades of Polish gymnasium is based on combination of learning in a class and additional beyond-class student's activity. This Methodological system is based on a principle of teaching Mathematics by solving tasks and exercises. This Methodological system is realized in the author's program on Mathematics for 6-8 grades, didactical and methodological materials, through introduction and approbation of main results in a school work practice, during a period of re-preparation and qualification improvement of teachers of Mathematics in Polytechnic University of Radom (Polish).
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15792
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Lodzinska.pdf274.04 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.