Дисертація присвячена проблемі формування моральних ставлень молодших
школярів та містить теоретичне та експериментальне дослідження ефективності морального
виховання молодших школярів. Теоретично обгрунтовані психолого-педагогічні та
методичні засади морального виховання особистості як оптимально значущі для успішного
розвитку моральних ставлень молодших школярів. Виявлено зростання впливу процесу
навчання на моральне формування особистості сучасного школяра, на розвиток моральних
ставлень дітей.
Автором встановлено зв‟язок між рівнем вихованості дитини (сформованості
моральних ставлень) та типом сім‟ї. Виділено основні педагогічні умови, котрі забезпечують
ефективність формування моральних ставлень молодших школярів у позаурочний час, а
також визначено шляхи оптимізації процесу формування моральних ставлень у навчальному
процесі засобами уроків читання, рідної мови, природознавства, діалогових стосунків у
системі “вчитель-учень”; визначено критерії та рівні сформованості моральних ставлень
молодших школярів; обгрунтуванно та розроблено зміст, методику та систему формування моральних ставлень молодших школярів.
Диссертация посвящена проблеме формирования нравственных отношений у
младших школьников.
Теоретически обоснованы психолого-педагогические и методические пути и способы
нравственного воспитания личности как оптимально значимые для развития нравственных
отношений младших школьников. Разработана и экспериментально проверена модель
процесса развития нравственных отношений учащихся в учебно-воспитательном процессе и
при взаимодействии школы и семьи.
Научный анализ проблемы исследования и современных методологических концепций
формирования нравственных отношений дал возможность определить специфику
формирования и развития нравственных отношений младших школьников. В теории
педагогики и учебно-воспитательной практике школы формирование нравственных
отношений личности рассматривается как существенный момент ее нравственного
развития. Формирование нравственных отношений в учебном коллективе – процесс, в
котором отпечатывается характер общественных отношений, суть общественной морали.
Нравственные отношения в коллективе школьников - это отражение их
сознательного отношения к своим правам и обязанностям, к требованиям коллектива: это –
отношения взаимопомощи, взаимного требования и взаимоуважения его членов.
Нравственные отношения учащихся к учебе, к труду, к общественной работе, к друзьям и к
самому себе проявляются в единстве слова и дела как сплав этических знаний, нравственных
чувств, нравственного опыта и практического действия, которые стойко проявляются в
разносторонних жизненных ситуациях, в различных видах деятельности и сферах жизни
школьников. Сформированность нравственных отношений учеников характеризуется их
активной позицией и моральной направленностью поведения, деятельности, мотивов.
Исследование показало, что успешное формирование нравственных отношений у
младших школьников возможно только при условии единства школы, семьи, внешкольных
организаций. Определяющим фактором этого процесса является гуманное отношение
учителей, родителей к ребенку, а также организации сферы свободного общения детей.
Критериями моральных отношений младших школьников являются:
трудолюбие, старательность, критичность, единство слова и дела, дисциплинированность,
уважительное отношение к людям, бережное отношение к окружающему. Эмпиричные
показатели могут быть коллективными (отношение взаимопомощи, взаимной
требовательности, взаимоуважения) и личностными (отношение к учебе, труду,
общественной работе к товарищам и к самому себе).
Нравственные отношения детей младшего школьного возраста имеют разные
уровни – высокий, средний, низкий. Высокий (устойчивый) уровень характеризуется
глубоким действенным знанием нравственных норм поведения и действиями, которые
отвечают этим нормам, их отношения с ровесниками добрые, они внимательные и
отзывчивые в отношениях к другим людям. Для среднего уровня характерно преобладание
эмоциональных компонентов над когнитивными. Учащиеся иногда пассивны в учебной
деятельности, что подчеркивает их не всегда ответственное отношение к учебе. Для
низкого уровня – двуличная характеристика моральных отношений. С одной стороны, эти
дети осознают необходимость изменения в отношениях к учебно-воспитательной
деятельности. А с другой стороны – в деятельности их волнует лишь внешний эффект,
личное лидерство и амбиции. Как правило, у этих детей и их родителей материальные
ценности преобладают над духовными и нравственными.
Тип семьи по ее воздействию на формирование нравственных отношений детей
может быть благоприятным, удовлетворительным и неблагоприятным. К первому типу
относятся семьи, в которых хорошо понимают, что происходит в обществе. В
внутрисемейных отношениях имеет место гуманистический стиль общения и поведения не
только между взрослыми, но и в отношении “взрослый – ребенок”. В такой семье
наблюдается позитивная трудовая и нравственная атмосфера, интересный досуг. Второй тип
семьи мы назвали удовлетворительным. К нему относятся семьи, у которых есть некоторые
трудности в организации воспитательного процесса с детьми. Родители стараются создать
все условия для нормального развития детей, хотят вырастить хорошего в их понимании
человека. Однако такие нарушения в структуре семьи создают негативное влияние не сами
по себе, а вместе с другими показателями, например материальное состояние (среднее или
ниже среднего). К третьему неблагоприятному типу относятся семьи с негативным
воздействием на формирование моральных отношений детей. Для них характерны
ослабленная морально-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, жестокость,
унизительные отношения между членами семьи. Потому дети стремятся компенсировать
отсутствие любви и заботы родителей о них путем самоутверждения “на улицах”.
Необходимым педагогическим условием воспитания нравственных отношений у
младших школьников является учебный процесс, в частности, воспитательное воздействие
уроков чтения, природоведения, родного языка, трудового обучения, музыки, которые учат
школьников обобщать факты, создавать ситуации, в которых они высказывают свои
взгляды и убеждения. Наиболее эффективными способами формирования нравственных
отношений среди детей в условиях воспитательной роботы является использование в полной
мере всех возможностей учебного процесса (уроков), скоординированное планирование всей
внеурочной деятельности, полное исключение дублирования случайности и эпизодичности
разных воспитательных мероприятий, целенаправленное и систематическое нравственное
образование родителей, взаимодействие школы и семьи на основе единого подхода, опора на
общественное мнение.
Экспериментально проверено эффективность предложенных содержания и форм
формирования моральных отношений школьников в системе учебно-воспитательного
процесса школы и семьи. Основные результаты внедрены в учебно-воспитательную работу
средних общеобразовательных школ г. Киева, воспитательную внеурочную работу ЦТДЮ районов города.
The dissertation is concerned with the problem of the development and dynamics
of the moral attitudes of primary pupils. The psycho-pedagogical and methodological ways and methods of the moral education of a child‟s personality have been
substantiated theoretically as optimum important ones for the cultivation of
the moral attitudes of primary pupils in the educational process and through
the interaction between school and family has been elaborated and tested.
The author established the increase of family on the junior personality formation.
Diagnostic criteria and levels of formation of spiritual needs of junior pupils are worked out;
effective teaching conditions and methods through the expressive reading in class activity.
The main pedagogical conditions are determined and the ways of moral formation in
optimization process are definite. The content, methodic and moral values of juniors
are proved and exploited in studying with meow of reading, native language, natural
science, dialogical “Teacher–pupil” relations.