Дисертаційне дослідження присвячено проблемі формування професійно-етичної культури майбутніх соціальних педагогів.
Розкрито сутність, зміст професійно-етичної культури соціального педагога та її структурні компоненти : аксіологічний, технологічний, особистісно-творчий.
Визначено критерії професійно-етичної культури: міра наближення за змістом і пріоритетами до професійно-етичних норм особистої ієрархії цінностей соціального педагога; наявність якостей, які характеризують професійно-етичну культуру соціального педагога і які проявляються у професійній взаємодії; співвідношення “Я – реального” і “Я – ідеального”; узгодженість поведінки соціального педагога у професійній взаємодії зі стандартами поведінки; міру креативності в реалізації професійно-етичних цінностей; виділено три рівні її сформованності: пристосувальний, усвідомлений, творчий.
За результатами дослідження визначені особливості та обґрунтовано соціально-педагогічні умови формування професійно-етичної культури майбутніх соціальних педагогів у вищому навчальному закладі.
Диссертация посвящена проблеме формирования профессионально-этической культуры будущих социальных педагогов в высшем учебном заведении. Понятие “профессионально-этическая культура” социального педагога рассматривается как система моральных ценностей и этических норм, которые стали внутренними убеждениями личности. Раскрыта сущность понятия “профессионализм” как синтеза трех составных: содержания деятельности, эффективности и меры направленности на социально-значимые цели.
Содержание профессионально-этической культуры определяется высоким уровнем социально-педагогических знаний и высоким уровнем владения умениями и технологиями социально-педагогической деятельности.
В ходе экспериментального исследования были выявлены структурные компоненты профессионально-этической культуры, а именно:
а) аксиологический, который характеризует профессионально-этическую культуру как совокупность педагогических ценностей. В роли педагогических ценностей выступают особенности социально-педагогической деятельности, которые позволяют не только удовлетворить потребности социального педагога, но и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, нацеленной на достижение поставленных целей;
б) технологический – определяет пути осуществления социально-педагогической деятельности, способы удовлетворения потребностей в общении, получении новой информации, передачи приобретенного опыта;
в) творческо-личностный, который раскрывает профессионально-этическую культуру социального педагога как специфический способ реализации внутренних сил человека.
На основании теоретического и практического исследования разработана морально-психологическая модель социального педагога и определены морально-этические качества социально-педагогической деятельности: творческий характер и социальная значимость деятельности, возможность самореализации, любовь к детям, тактичность, уравновешенность, доброжелательность, справедливость, принципиальность, сочувствие, сопереживание, самостоятельность и творчество в принятии решений.
Критериями профессионально-этической культуры социального педагога определено: степень приближения по содержанию и приоритетами к профессионально-этическим нормам личностной иерархии ценностей социального педагога; наличие качеств, которые характеризуют профессионально-этическую культуру социального педагога и проявляются в профессиональном взаимодействии; соотношение “я-реального” и “я-идеального”, что характеризует уровень профессионально-этического развития социального педагога; согласование поведения социального педагога в профессиональном взаимодействии со стандартами поведения; меру креативности в реализации профессионально-этических ценностей.
Сформированность профессионально-этической культуры социального педагога определяется такими уровнями: приспособленческим – ценности профессии не являются личными убеждениями человека; осознанным – в основе поведения специалиста лежит внутренняя мотивация и интерес к профессиональной деятельности; творческим – наблюдается сближение личностной иерархии ценностей социального педагога с приоритетами нормативной системы профессионально-этических ценностей.
В процессе экспериментальной работы определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование профессионально-этической культуры, а именно – ознакомление студентов с профессиональными знаниями, этическими нормами и гуманистическими ценностями социально-педагогической деятельности; наличие широкого спектра практических форм работы, направленных на развитие навыков и умений профессионального и межличностного взаимодействия; объединение всех компонентов процесса формирования профессионально-этической культуры в единую целенаправленную систему воспитания будущих социальных педагогов в высшем учебном заведении.
На этапе констатирующего эксперимента результаты опроса показали, что у социальных педагогов-практиков сформирован осознанный и творческий уровень развития профессионально-этической культуры, а у студентов экспериментальных групп – приспособленческий уровень (90.2) Обосновано убеждение в необходимости внедрения в программу обучения студентов социально-педагогических факультетов курса по формированию профессионально-етической культуры на третьем курсе, а именно после второй практики. Чтение экспериментального курса по формированию профессионально-этической культуры дало значительное смещение колличества студентов от “приспособленческого”(было 90.2 процента) до “осознанного”(46.8) уровня, а 11.0 процентов достигли “творческого” уровня сформированности профессионально-этической культуры.
Разработаны критерии диагностики сформированности навыков профессионально-этической культуры и обоснована разработка технологий, направленных на оптимизацию процесса формирования этого образования на протяжении всего периода обучения студентов в высшем учебном заведении.
Внедрен учебный курс “Профессионально-этическая культура социального педагога”, который включает в себя такие технологические процедуры, как моральное просвещение, этическое образование через овладение знаниями о категориях этики, истории моральных, этических взглядов, изучение содержания зарубежных профессионально-этических кодексов; моделирование социально-педагогических ситуаций, которые требуют проявления морально-этических качеств; использование психолого-педагогических тренингов, упражнений с целью развития умений и навыков общения и взаимодействия; создание условий для самореализации студентов и совместной творческой научно-практической работы с преподавателями и социальными педагогами-практиками.
The Dissertation is devoted to the problem of Professional-Ethic Culture of the future social pedagogues and it’s forming.
In theory substantiated and experimentally led expediency, content and structural components of social pedagogue professional-ethic culture: axiological, technological, personal-creative.
The criteria of professional-ethic culture have been reasoned: the correlation between the content and priorities of professional-ethic norms and standards of the personal values hierarchy of social pedagogue; characteristics of social pedagogue professional-ethic culture, which are needed in the process of professional activity; correlation between “I-real” and “I-ideal”; cooperation of social pedagogue behavior with the standards of professional behavior; the level of creativity in the professional-ethic values realization. Three levels of professional-ethic culture have been formed: adaptive, awarded and creative.
The social-pedagogic condition of the future social pedagogues professional-ethic culture forming in high educational establishments have been defined and reasoned according to the results of research.