Electronic Dragomanov Ukrainian
State University Repository

Формування професійно-етичної культури соціального педагога

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Пономаренко, Ольга Вікторівна
dc.date.accessioned 2017-09-07T13:40:42Z
dc.date.available 2017-09-07T13:40:42Z
dc.date.issued 2001
dc.identifier.citation Пономаренко О. В. Формування професійно-етичної культури соціального педагога : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Ольга Вікторівна Пономаренко ; наук. кер. Л. І. Міщик ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15423
dc.description.abstract Дисертаційне дослідження присвячено проблемі формування професійно-етичної культури майбутніх соціальних педагогів. Розкрито сутність, зміст професійно-етичної культури соціального педагога та її структурні компоненти : аксіологічний, технологічний, особистісно-творчий. Визначено критерії професійно-етичної культури: міра наближення за змістом і пріоритетами до професійно-етичних норм особистої ієрархії цінностей соціального педагога; наявність якостей, які характеризують професійно-етичну культуру соціального педагога і які проявляються у професійній взаємодії; співвідношення “Я – реального” і “Я – ідеального”; узгодженість поведінки соціального педагога у професійній взаємодії зі стандартами поведінки; міру креативності в реалізації професійно-етичних цінностей; виділено три рівні її сформованності: пристосувальний, усвідомлений, творчий. За результатами дослідження визначені особливості та обґрунтовано соціально-педагогічні умови формування професійно-етичної культури майбутніх соціальних педагогів у вищому навчальному закладі. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена проблеме формирования профессионально-этической культуры будущих социальных педагогов в высшем учебном заведении. Понятие “профессионально-этическая культура” социального педагога рассматривается как система моральных ценностей и этических норм, которые стали внутренними убеждениями личности. Раскрыта сущность понятия “профессионализм” как синтеза трех составных: содержания деятельности, эффективности и меры направленности на социально-значимые цели. Содержание профессионально-этической культуры определяется высоким уровнем социально-педагогических знаний и высоким уровнем владения умениями и технологиями социально-педагогической деятельности. В ходе экспериментального исследования были выявлены структурные компоненты профессионально-этической культуры, а именно: а) аксиологический, который характеризует профессионально-этическую культуру как совокупность педагогических ценностей. В роли педагогических ценностей выступают особенности социально-педагогической деятельности, которые позволяют не только удовлетворить потребности социального педагога, но и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, нацеленной на достижение поставленных целей; б) технологический – определяет пути осуществления социально-педагогической деятельности, способы удовлетворения потребностей в общении, получении новой информации, передачи приобретенного опыта; в) творческо-личностный, который раскрывает профессионально-этическую культуру социального педагога как специфический способ реализации внутренних сил человека. На основании теоретического и практического исследования разработана морально-психологическая модель социального педагога и определены морально-этические качества социально-педагогической деятельности: творческий характер и социальная значимость деятельности, возможность самореализации, любовь к детям, тактичность, уравновешенность, доброжелательность, справедливость, принципиальность, сочувствие, сопереживание, самостоятельность и творчество в принятии решений. Критериями профессионально-этической культуры социального педагога определено: степень приближения по содержанию и приоритетами к профессионально-этическим нормам личностной иерархии ценностей социального педагога; наличие качеств, которые характеризуют профессионально-этическую культуру социального педагога и проявляются в профессиональном взаимодействии; соотношение “я-реального” и “я-идеального”, что характеризует уровень профессионально-этического развития социального педагога; согласование поведения социального педагога в профессиональном взаимодействии со стандартами поведения; меру креативности в реализации профессионально-этических ценностей. Сформированность профессионально-этической культуры социального педагога определяется такими уровнями: приспособленческим – ценности профессии не являются личными убеждениями человека; осознанным – в основе поведения специалиста лежит внутренняя мотивация и интерес к профессиональной деятельности; творческим – наблюдается сближение личностной иерархии ценностей социального педагога с приоритетами нормативной системы профессионально-этических ценностей. В процессе экспериментальной работы определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование профессионально-этической культуры, а именно – ознакомление студентов с профессиональными знаниями, этическими нормами и гуманистическими ценностями социально-педагогической деятельности; наличие широкого спектра практических форм работы, направленных на развитие навыков и умений профессионального и межличностного взаимодействия; объединение всех компонентов процесса формирования профессионально-этической культуры в единую целенаправленную систему воспитания будущих социальных педагогов в высшем учебном заведении. На этапе констатирующего эксперимента результаты опроса показали, что у социальных педагогов-практиков сформирован осознанный и творческий уровень развития профессионально-этической культуры, а у студентов экспериментальных групп – приспособленческий уровень (90.2) Обосновано убеждение в необходимости внедрения в программу обучения студентов социально-педагогических факультетов курса по формированию профессионально-етической культуры на третьем курсе, а именно после второй практики. Чтение экспериментального курса по формированию профессионально-этической культуры дало значительное смещение колличества студентов от “приспособленческого”(было 90.2 процента) до “осознанного”(46.8) уровня, а 11.0 процентов достигли “творческого” уровня сформированности профессионально-этической культуры. Разработаны критерии диагностики сформированности навыков профессионально-этической культуры и обоснована разработка технологий, направленных на оптимизацию процесса формирования этого образования на протяжении всего периода обучения студентов в высшем учебном заведении. Внедрен учебный курс “Профессионально-этическая культура социального педагога”, который включает в себя такие технологические процедуры, как моральное просвещение, этическое образование через овладение знаниями о категориях этики, истории моральных, этических взглядов, изучение содержания зарубежных профессионально-этических кодексов; моделирование социально-педагогических ситуаций, которые требуют проявления морально-этических качеств; использование психолого-педагогических тренингов, упражнений с целью развития умений и навыков общения и взаимодействия; создание условий для самореализации студентов и совместной творческой научно-практической работы с преподавателями и социальными педагогами-практиками. ua
dc.description.abstract The Dissertation is devoted to the problem of Professional-Ethic Culture of the future social pedagogues and it’s forming. In theory substantiated and experimentally led expediency, content and structural components of social pedagogue professional-ethic culture: axiological, technological, personal-creative. The criteria of professional-ethic culture have been reasoned: the correlation between the content and priorities of professional-ethic norms and standards of the personal values hierarchy of social pedagogue; characteristics of social pedagogue professional-ethic culture, which are needed in the process of professional activity; correlation between “I-real” and “I-ideal”; cooperation of social pedagogue behavior with the standards of professional behavior; the level of creativity in the professional-ethic values realization. Three levels of professional-ethic culture have been formed: adaptive, awarded and creative. The social-pedagogic condition of the future social pedagogues professional-ethic culture forming in high educational establishments have been defined and reasoned according to the results of research. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво Запорізького державного університету ua
dc.subject соціальна работа ua
dc.subject соціальний педагог ua
dc.subject соціальний працівник професійно-етична культура ua
dc.subject професійно-етичні якості ua
dc.subject навчальні технології ua
dc.subject професійно-етичні цінності ua
dc.subject социальная работа ua
dc.subject социальный педагог ua
dc.subject социальный работник ua
dc.subject профессионально-этическая культура ua
dc.subject профессионально-этические качества ua
dc.subject обучающие технологии ua
dc.subject профессионально-этические ценности ua
dc.subject social work ua
dc.subject social pedagogue ua
dc.subject social worker ua
dc.subject professional-ethic culture ua
dc.subject professional-ethic characteristics ua
dc.subject study technologies ua
dc.subject professional-ethic values ua
dc.subject.classification 37.013.42 : 371.15 ua
dc.title Формування професійно-етичної культури соціального педагога ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics