DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15166
Title: Активізація пізнавальної діяльності учнів 5 - 6 класів у процесі вивчення лексики й фразеології української мови
Authors: Форостюк, Тетяна Вікторівна
Keywords: активізація пізнавальної діяльності учнів
лексика й фразеологія
інтерес до знань
рівні пізнавальної активності
система роботи з лексики та фразеології
активизация познавательной деятельности учащихся
лексика и фразеология
интерес к знаниям
уровни познавательной активности
система работы по лексике и фразеологии
stirring to cognitive activity
vocabulary and phraseology
desire to know
equal cognitive activities
system of work with vocabulary and phraseology
Issue Date: 2000
Publisher: Видавництво Переяслав-Хмельницького державного педагогічного інституту ім. Г. С. Сковороди
Citation: Форостюк, Тетяна Вікторівна. Активізація пізнавальної діяльності учнів 5 - 6 класів у процесі вивчення лексики й фразеології української мови : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Т. В. Форостюк ; наук. кер. О. І. Потапенко ; Переяслав-Хмельницький держ. пед. ун-т ім. Г. Сковороди. - Переяслав-Хмельницький, 2000. - 19 с.
Abstract: Дисертацію присвячено актуальній проблемі активізації пізнавальної діяльності учнів 5-6 класів на уроках української мови у процесі вивчення лексики та фразеології. У роботі висвітлено наукові основи активізації навчальної діяльності, проаналізовано нагромаджений досвід вирішення проблеми й теоретично обґрунтовано перспективні шляхи його використання на уроках мови; визначено психолого-педагогічні умови, завдяки яким відбувається розвиток пізнавальної активності учнів. Запропоновано систему роботи, яка сприяє формуванню інтересу до уроків мови. Ефективність обґрунтовано теоретично й підтверджено практикою.
Исследование посвящено актуальной проблеме активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов в процессе изучения лексики и фразеологии украинского языка. В работе освещены научные основы активизации учебной деятельности, проанализирован накопленный опыт решения проблемы и теоретически обоснованы перспективные пути его использования на уроках языка; определены психолого-педагогические условия, благодаря которым происходит развитие познавательной активности учащихся. Диссертация является теоретико-экспериментальным исследованием. В нем освещены психологические, педагогические и лингвистические основы формирования познавательной активности. В результате констатирующего среза знаний, умений и навыков выявлены типичные недостатки в работе по лексике и фразеологии в школе, что помогло выделить основные задачи экспериментального исследования. Предложена новая система работы, которая способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроках украинского языка в процессе изучения лексики и фразеологии. Эффективность системы обоснована теоретически, проверена экспериментально и подтверждена практикой. Результаты эксперимента убеждают в том, что учебный процесс будет результативным, а педагогические действия учителя, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся 5-6 классов в процессе изучения лексики и фразеологии, действенными, если развивать интерес к обучению; формировать познавательную потребность; усовершенствовать учебные возможности учащихся; систематически использовать частично-поисковый, исследовательский, метод проблемного изложения материала, эвристическую беседу, метод моделирования, наблюдения, подтверждение гипотезы; практиковать такие эффективные приемы, как моделирование, конструи-рование, анализ, синтез, сравнение, систематизация. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса. Опора учебного процесса на интересы и склонности учащихся всегда содействует расположению школьника к учению, где и закладываются основы его активной позиции. Экспериментально доказано целесообразность разнообразия форм организации учебного процесса, использования нестандартных вариантов урока. Результаты экспериментального обучения убеждают в том, что познавательную деятельность учащихся 5-6 классов в процессе изучения лексики и фразеологии украинского языка будет активизировано, если, при соблюдении психолого-дидактических условий, ввести эффективную систему упражнений. Эффективными в плане активизации оказались задания с элементами игры, соревнования, когда создается ситуация активного поиска. Это такие задания: упражнения на подбор фразеологизмов к пословице, конкурсы на лучшего знатока омонимов, фразеологизмов; игры, лексические задачи, элементы занимательной грамматики, упражнения с ключами, тесты. В диссертации разработана мини-система, которая основывается на принципах дифференциации, перспективности, преемственности, гуманизации; с учетом типологии уроков изучения, закрепления, обобщения и систематизации знаний, а также возрастных особенностей учащихся 5-6 классов. Материалы диссертации дают теоретико-методические основания для совершенствования учебников и пособий. Основные результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школ.
The Thesis is devoted to the pressing problems of stirring to cognitive activity the pupils of the fifth–sixth form in the process of learning the vocabulary and phraseology of the Ukrainian language. The author of the thesis considers the scientific basis of stirring to activity, analyses the accumulated experience of solving the problem, substantiates theoretically the ways of using this experience at the lessons of Ukrainian, determines psychological and pedagogical conditions contributing to the development of pupils’ cognitive activity. The research suggests a system of work aimed to forming pupils’ interest in the lessons of Ukrainian. The efficiency has been based theoretically and proved in practice.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15166
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Forostyuk.pdf209.95 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.