Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Активізація пізнавальної діяльності учнів 5 - 6 класів у процесі вивчення лексики й фразеології української мови

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Форостюк, Тетяна Вікторівна
dc.date.accessioned 2017-08-31T08:36:37Z
dc.date.available 2017-08-31T08:36:37Z
dc.date.issued 2000
dc.identifier.citation Форостюк, Тетяна Вікторівна. Активізація пізнавальної діяльності учнів 5 - 6 класів у процесі вивчення лексики й фразеології української мови : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Т. В. Форостюк ; наук. кер. О. І. Потапенко ; Переяслав-Хмельницький держ. пед. ун-т ім. Г. Сковороди. - Переяслав-Хмельницький, 2000. - 19 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15166
dc.description.abstract Дисертацію присвячено актуальній проблемі активізації пізнавальної діяльності учнів 5-6 класів на уроках української мови у процесі вивчення лексики та фразеології. У роботі висвітлено наукові основи активізації навчальної діяльності, проаналізовано нагромаджений досвід вирішення проблеми й теоретично обґрунтовано перспективні шляхи його використання на уроках мови; визначено психолого-педагогічні умови, завдяки яким відбувається розвиток пізнавальної активності учнів. Запропоновано систему роботи, яка сприяє формуванню інтересу до уроків мови. Ефективність обґрунтовано теоретично й підтверджено практикою. ua
dc.description.abstract Исследование посвящено актуальной проблеме активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов в процессе изучения лексики и фразеологии украинского языка. В работе освещены научные основы активизации учебной деятельности, проанализирован накопленный опыт решения проблемы и теоретически обоснованы перспективные пути его использования на уроках языка; определены психолого-педагогические условия, благодаря которым происходит развитие познавательной активности учащихся. Диссертация является теоретико-экспериментальным исследованием. В нем освещены психологические, педагогические и лингвистические основы формирования познавательной активности. В результате констатирующего среза знаний, умений и навыков выявлены типичные недостатки в работе по лексике и фразеологии в школе, что помогло выделить основные задачи экспериментального исследования. Предложена новая система работы, которая способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроках украинского языка в процессе изучения лексики и фразеологии. Эффективность системы обоснована теоретически, проверена экспериментально и подтверждена практикой. Результаты эксперимента убеждают в том, что учебный процесс будет результативным, а педагогические действия учителя, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся 5-6 классов в процессе изучения лексики и фразеологии, действенными, если развивать интерес к обучению; формировать познавательную потребность; усовершенствовать учебные возможности учащихся; систематически использовать частично-поисковый, исследовательский, метод проблемного изложения материала, эвристическую беседу, метод моделирования, наблюдения, подтверждение гипотезы; практиковать такие эффективные приемы, как моделирование, конструи-рование, анализ, синтез, сравнение, систематизация. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса. Опора учебного процесса на интересы и склонности учащихся всегда содействует расположению школьника к учению, где и закладываются основы его активной позиции. Экспериментально доказано целесообразность разнообразия форм организации учебного процесса, использования нестандартных вариантов урока. Результаты экспериментального обучения убеждают в том, что познавательную деятельность учащихся 5-6 классов в процессе изучения лексики и фразеологии украинского языка будет активизировано, если, при соблюдении психолого-дидактических условий, ввести эффективную систему упражнений. Эффективными в плане активизации оказались задания с элементами игры, соревнования, когда создается ситуация активного поиска. Это такие задания: упражнения на подбор фразеологизмов к пословице, конкурсы на лучшего знатока омонимов, фразеологизмов; игры, лексические задачи, элементы занимательной грамматики, упражнения с ключами, тесты. В диссертации разработана мини-система, которая основывается на принципах дифференциации, перспективности, преемственности, гуманизации; с учетом типологии уроков изучения, закрепления, обобщения и систематизации знаний, а также возрастных особенностей учащихся 5-6 классов. Материалы диссертации дают теоретико-методические основания для совершенствования учебников и пособий. Основные результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школ. ua
dc.description.abstract The Thesis is devoted to the pressing problems of stirring to cognitive activity the pupils of the fifth–sixth form in the process of learning the vocabulary and phraseology of the Ukrainian language. The author of the thesis considers the scientific basis of stirring to activity, analyses the accumulated experience of solving the problem, substantiates theoretically the ways of using this experience at the lessons of Ukrainian, determines psychological and pedagogical conditions contributing to the development of pupils’ cognitive activity. The research suggests a system of work aimed to forming pupils’ interest in the lessons of Ukrainian. The efficiency has been based theoretically and proved in practice. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво Переяслав-Хмельницького державного педагогічного інституту ім. Г. С. Сковороди ua
dc.subject активізація пізнавальної діяльності учнів ua
dc.subject лексика й фразеологія ua
dc.subject інтерес до знань ua
dc.subject рівні пізнавальної активності ua
dc.subject система роботи з лексики та фразеології ua
dc.subject активизация познавательной деятельности учащихся ua
dc.subject лексика и фразеология ua
dc.subject интерес к знаниям ua
dc.subject уровни познавательной активности ua
dc.subject система работы по лексике и фразеологии ua
dc.subject stirring to cognitive activity ua
dc.subject vocabulary and phraseology ua
dc.subject desire to know ua
dc.subject equal cognitive activities ua
dc.subject system of work with vocabulary and phraseology ua
dc.subject.classification 371.302.4 ua
dc.title Активізація пізнавальної діяльності учнів 5 - 6 класів у процесі вивчення лексики й фразеології української мови ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу