DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/11744
Title: Психологічні умови розвитку дослідницьких здібностей обдарованих підлітків
Authors: Постова, Катерина Григорівна
Keywords: здібності
підліток
розвиток
обдарованість
дослідницькі здібності
дослідницька поведінка
пошукова активність
мотивація
дослідницька діяльність
abilities
adolescent
development
giftedness
research skills
research behavior
search activity
motivation
research
способности
подросток
развитие
одаренность
исследовательские способности
исследовательское поведение
поисковая активность
мотивация
исследовательская деятельность
Issue Date: 2016
Publisher: Інститут обдарованої дитини НАПН України
Citation: Постова, Катерина Григорівна. Психологічні умови розвитку дослідницьких здібностей обдарованих підлітків : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / К. Г. Постова ; наук. кер. Ю. М. Ковальчук ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2016. - 20 с.
Abstract: Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за спеціальністю 19.00.07. – педагогічна та вікова психологія. – Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова, Київ, 2016. Дисертація присвячена дослідженню проблеми розвитку дослідницьких здібностей обдарованих підлітків. Визначено поняття « дослідницькі здібності » та « дослідницькі здібності обдарованих підлітків »; критерії (когнітивні якості, креативні якості, орієнтаційно-пізнавальна мотивація, особистісно-когнітивні якості); показники (рівень інтелектуальних здібностей, гнучкість мислення, оригінальність мислення, швидкість мислення, внутрішня мотивація до дослідницької діяльності, зовнішня позитивна мотивація до дослідницької діяльності, зовнішня негативна мотивація до дослідницької діяльності, особистісна тривожність); рівні (низький, нижче середнього, середній, вище середнього, високий) та психологічні умови (сенситивність до невизначеності, орієнтаційно-пізнавальна мотивація, особистісно-когнітивні якості, розвинуті когнітивні якості, розвинуті креативні якості, авторитет вчених і керівників науково-дослідною роботою, досвід дослідницької поведінки і діяльності, престижність наукового знання). Обґрунтовано, розроблено та апробовано програму розвитку дослідницьких здібностей обдарованих підлітків. Ефективність програми доведено позитивною динамікою показників ( рівень інтелектуальних здібностей, гнучкість, оригінальність, швидкість мислення, мотивації ) розвитку дослідницьких здібностей у підлітків. На основі результатів проведеного дослідження розроблено методичні рекомендації для педагогів та психологів щодо підвищення рівня розвитку дослідницьких здібностей підлітків.
Dissertation for the Candidate of Psychological Science degree. Specialty 19.00.07. – Pedagogical and age Psychology. – The National pedagogical university named after M. P. Drahomanov, Kyiv, 2016. The dissertation focuses on the research of gifted adolescents’ abilities. The concept of "research skills" and "research abilities of gifted teens" are defined; the criteria (such as cognitive and creative qualities, orientation and cognitive motivation, personal cognitive qualities); indicators: (level of intellectual abilities, flexibility of thought, originality of thinking, speed of thought, inner motivation to research, external positive motivation for research, external negative motivation for research, personal anxiety); levels (low, below average, average, above average, high) and psychological conditions: sensitivity to uncertainty, orientation and cognitive motivation, personal cognitive qualities, developed cognitive qualities, developed creative quality, scientists and scientific supervisors authority, researching experience, the prestige of scientific knowledge. The program of research abilities of gifted adolescents is grounded, worked out and tested. The effectiveness of the program proved positive dynamics of indicators (level of intellectual abilities, flexibility, originality, speed of thinking, motivation) development of adolescents’ research skills. Basing on the results of the research the guide of improvement the level of adolescents’ research abilities was worked out for the teachers and psychologists.
Диссертация на соискание научной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07. – педагогическая и возрастная психология. – Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, Киев, 2016. Диссертация посвящена исследованию проблемы развития исследовательских способностей одаренных подростков. Определено содержание понятий: «исследовательские способности» – системная составляющая психической организации человека, которая выполняет функцию механизма получения, сбора, переработки и концептуализации информации для достижения высокой степени объективной ориентированности в предметной ситуации, жизненной среде, явлениях действительности и разделах знаний о них, а также использование выработанных ориентаций в решении проблем и задач практической деятельности; «исследовательские способности одаренных подростков» – система оптимально сочетающихся и эффективно взаимодействующих познавательно-личностных качеств на высоком уровне развития, проявлением которых является познавательно-исследовательское поведение подростков, достижение ими неординарных результатов в усвоении научной информации, приобретение знаний средствами научных исследований и их применение для решения задач в учебной и других сферах жизнедеятельности, а также самостоятельное решение проблем развития в переходный возрастной период и в перспективе »; установлены критерии развития исследовательских способностей одаренных подростков (когнитивные качества, креативные качества, ориентировочно-познавательная мотивация, личностно-когнитивные качества); показатели развития (уровень интеллектуальных способностей, гибкость мышления, оригинальность мышления, скорость мышления, внутренняя мотивация к исследовательской деятельности, внешняя положительная мотивация к исследовательской деятельности, внешняя отрицательная мотивация к исследовательской деятельности, личностная тревожность) соответственные уровни (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) и психологические условия (сензитивность к неопределенности, ориентировочно - познавательная мотивация, личностно-когнитивные качества, развитые когнитивные качества, развитые креативные качества, авторитет ученых и руководителей научно-исследовательской работы, опыт исследовательского поведения и деятельности, престижность научного знания). Предложена модель психологических условий развития исследовательских способностей одаренных подростков, которая отражает логическую схему и динамику их возникновения и развития в онтогенезе, определяет контекст, в котором происходит развитие исследовательских способностей одаренных подростков, выделяет его основные этапы, механизмы и динамику. Обоснована, разработана и апробирована программа развития исследовательских способностей одаренных подростков. Эффективность программы доказана положительной динамикой показателей (уровень интеллектуальных способностей, гибкость, оригинальность, скорость мышления, мотивация) развития исследовательских способностей у подростков. На основе результатов проведенного исследования разработаны методические рекомендации для педагогов и психологов по повышению уровня развития исследовательских способностей подростков.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/11744
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Postova.pdf543.74 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.