Electronic National Pedagogical
Dragomanov University Repository

Психологічні умови розвитку дослідницьких здібностей обдарованих підлітків

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Постова, Катерина Григорівна
dc.date.accessioned 2016-11-15T10:43:11Z
dc.date.available 2016-11-15T10:43:11Z
dc.date.issued 2016
dc.identifier.citation Постова, Катерина Григорівна. Психологічні умови розвитку дослідницьких здібностей обдарованих підлітків : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / К. Г. Постова ; наук. кер. Ю. М. Ковальчук ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2016. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/11744
dc.description.abstract Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за спеціальністю 19.00.07. – педагогічна та вікова психологія. – Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова, Київ, 2016. Дисертація присвячена дослідженню проблеми розвитку дослідницьких здібностей обдарованих підлітків. Визначено поняття « дослідницькі здібності » та « дослідницькі здібності обдарованих підлітків »; критерії (когнітивні якості, креативні якості, орієнтаційно-пізнавальна мотивація, особистісно-когнітивні якості); показники (рівень інтелектуальних здібностей, гнучкість мислення, оригінальність мислення, швидкість мислення, внутрішня мотивація до дослідницької діяльності, зовнішня позитивна мотивація до дослідницької діяльності, зовнішня негативна мотивація до дослідницької діяльності, особистісна тривожність); рівні (низький, нижче середнього, середній, вище середнього, високий) та психологічні умови (сенситивність до невизначеності, орієнтаційно-пізнавальна мотивація, особистісно-когнітивні якості, розвинуті когнітивні якості, розвинуті креативні якості, авторитет вчених і керівників науково-дослідною роботою, досвід дослідницької поведінки і діяльності, престижність наукового знання). Обґрунтовано, розроблено та апробовано програму розвитку дослідницьких здібностей обдарованих підлітків. Ефективність програми доведено позитивною динамікою показників ( рівень інтелектуальних здібностей, гнучкість, оригінальність, швидкість мислення, мотивації ) розвитку дослідницьких здібностей у підлітків. На основі результатів проведеного дослідження розроблено методичні рекомендації для педагогів та психологів щодо підвищення рівня розвитку дослідницьких здібностей підлітків. ua
dc.description.abstract Dissertation for the Candidate of Psychological Science degree. Specialty 19.00.07. – Pedagogical and age Psychology. – The National pedagogical university named after M. P. Drahomanov, Kyiv, 2016. The dissertation focuses on the research of gifted adolescents’ abilities. The concept of "research skills" and "research abilities of gifted teens" are defined; the criteria (such as cognitive and creative qualities, orientation and cognitive motivation, personal cognitive qualities); indicators: (level of intellectual abilities, flexibility of thought, originality of thinking, speed of thought, inner motivation to research, external positive motivation for research, external negative motivation for research, personal anxiety); levels (low, below average, average, above average, high) and psychological conditions: sensitivity to uncertainty, orientation and cognitive motivation, personal cognitive qualities, developed cognitive qualities, developed creative quality, scientists and scientific supervisors authority, researching experience, the prestige of scientific knowledge. The program of research abilities of gifted adolescents is grounded, worked out and tested. The effectiveness of the program proved positive dynamics of indicators (level of intellectual abilities, flexibility, originality, speed of thinking, motivation) development of adolescents’ research skills. Basing on the results of the research the guide of improvement the level of adolescents’ research abilities was worked out for the teachers and psychologists. ua
dc.description.abstract Диссертация на соискание научной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07. – педагогическая и возрастная психология. – Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, Киев, 2016. Диссертация посвящена исследованию проблемы развития исследовательских способностей одаренных подростков. Определено содержание понятий: «исследовательские способности» – системная составляющая психической организации человека, которая выполняет функцию механизма получения, сбора, переработки и концептуализации информации для достижения высокой степени объективной ориентированности в предметной ситуации, жизненной среде, явлениях действительности и разделах знаний о них, а также использование выработанных ориентаций в решении проблем и задач практической деятельности; «исследовательские способности одаренных подростков» – система оптимально сочетающихся и эффективно взаимодействующих познавательно-личностных качеств на высоком уровне развития, проявлением которых является познавательно-исследовательское поведение подростков, достижение ими неординарных результатов в усвоении научной информации, приобретение знаний средствами научных исследований и их применение для решения задач в учебной и других сферах жизнедеятельности, а также самостоятельное решение проблем развития в переходный возрастной период и в перспективе »; установлены критерии развития исследовательских способностей одаренных подростков (когнитивные качества, креативные качества, ориентировочно-познавательная мотивация, личностно-когнитивные качества); показатели развития (уровень интеллектуальных способностей, гибкость мышления, оригинальность мышления, скорость мышления, внутренняя мотивация к исследовательской деятельности, внешняя положительная мотивация к исследовательской деятельности, внешняя отрицательная мотивация к исследовательской деятельности, личностная тревожность) соответственные уровни (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) и психологические условия (сензитивность к неопределенности, ориентировочно - познавательная мотивация, личностно-когнитивные качества, развитые когнитивные качества, развитые креативные качества, авторитет ученых и руководителей научно-исследовательской работы, опыт исследовательского поведения и деятельности, престижность научного знания). Предложена модель психологических условий развития исследовательских способностей одаренных подростков, которая отражает логическую схему и динамику их возникновения и развития в онтогенезе, определяет контекст, в котором происходит развитие исследовательских способностей одаренных подростков, выделяет его основные этапы, механизмы и динамику. Обоснована, разработана и апробирована программа развития исследовательских способностей одаренных подростков. Эффективность программы доказана положительной динамикой показателей (уровень интеллектуальных способностей, гибкость, оригинальность, скорость мышления, мотивация) развития исследовательских способностей у подростков. На основе результатов проведенного исследования разработаны методические рекомендации для педагогов и психологов по повышению уровня развития исследовательских способностей подростков. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Інститут обдарованої дитини НАПН України ua
dc.subject здібності ua
dc.subject підліток ua
dc.subject розвиток ua
dc.subject обдарованість ua
dc.subject дослідницькі здібності ua
dc.subject дослідницька поведінка ua
dc.subject пошукова активність ua
dc.subject мотивація ua
dc.subject дослідницька діяльність ua
dc.subject abilities ua
dc.subject adolescent ua
dc.subject development ua
dc.subject giftedness ua
dc.subject research skills ua
dc.subject research behavior ua
dc.subject search activity ua
dc.subject motivation ua
dc.subject research ua
dc.subject способности ua
dc.subject подросток ua
dc.subject развитие ua
dc.subject одаренность ua
dc.subject исследовательские способности ua
dc.subject исследовательское поведение ua
dc.subject поисковая активность ua
dc.subject мотивация ua
dc.subject исследовательская деятельность ua
dc.subject.classification 159.928.23-053.66:001.891 ua
dc.title Психологічні умови розвитку дослідницьких здібностей обдарованих підлітків ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account