Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.04 - теорія і методика професійної освіти. - Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2016.
Дисертацію присвячено розробці, теоретичному обгрунтуванню та експериментальній перевірці моделі професійного саморозвитку майбутнього педагога на естетичних засадах. Вивчено накопичений досвід і здійснено аналіз сучасного стану підготовки майбутніх педагогів у вищих педагогічних навчальних закладах.
Обґрунтовано наукові положення про: здійснення професійного саморозвитку на естетичних засадах; формування мотивації, теоретичної й практичної підготовленості до професійного саморозвитку на естетичних засадах; поетапність здійснення професійного саморозвитку на естетичних засадах.
Розроблено модель професійного саморозвитку майбутнього педагога на естетичних засадах. Відповідно до авторської моделі визначено п’ять етапів професійного саморозвитку на естетичних засадах: мотиваційний, діагностичний, формувальний, практичний, самокритичний. Запропоновано методичні матеріали щодо здійснення професійного саморозвитку на естетичних засадах. Розроблено критерії, показники та рівні готовності майбутніх педагогів до професійного саморозвитку на естетичних засадах. Ефективність теоретичних розробок підтверджена педагогічним експериментом.
A Ph.D. thesis in Pedagogical Science, specialty 13.00.04 - Theory and Methodology of Professional Education. - National Pedagogical Dragomanov University, Kyiv, 2016.
The thesis is devoted to the development, theoretical specification and experimental check of the model of the professional self-development of a future pedagogue on the aesthetic bases. The accumulated experience was studied, and the analysis on the modern state of the preparation of a future pedagogue in the higher educational establishments was conducted.
The scientific statements on the professional self-development on the aesthetic bases, motivation formation, theoretical and practical readiness to the professional selfdevelopment on the aesthetic base, the stage-by-stage realization of the professional selfdevelopment on the aesthetic bases were grounded.
The model of the professional self-development of a future pedagogue, which is found on aesthetic bases, was developed. In correspondence with the authorship model, five stages of the professional self-development, namely, motivational, diagnostic, forming, practical, and self-critical ones were developed. Methodological materials for the professional self-development on the aesthetic basis were proposed. Criteria, indexes and levels of readiness of a future pedagogue for the professional self-development were developed. The efficiency of the theoretical development is confirmed by a pedagogical experiment.
Диссертация на получение научной степени кандидата педагогических наук за специальностью 13.00.04 - теория и методика профессионального образования. - Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. - Киев, 2016.
Диссертация посвящена исследованию проблемы эстетических основ профессионального саморазвития будущего педагога, разработке, теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке модели профессионального
саморазвития будущего педагога на эстетических основах. Изучен накопленный опыт и осуществлен анализ современного состояния подготовки будущих педагогов в высших педагогических учебных заведениях. Исследовано структуру профессиональных качеств будущего педагога.
Проанализировано и обобщено педагогическую, психологическую и философскую литературу, касающуюся темы исследования. Уточнены определения ключевых понятий исследования: «будущий педагог», «профессиональное
саморазвитие будущего педагога», «профессиональное самообразование»,
«профессиональное самовоспитание», «эстетическое чувство», «эстетический вкус», «эстетический идеал», «готовность будущего педагога к профессиональному саморазвитию на эстетических основах» и др. Обнаружены сущностные характеристики профессионального саморазвития будущего педагога (факторы, содержание, формы, методы, направленность, цель, функции и признаки), раскрыты его эстетичные основы. Изложено методические особенности формирования мотивации будущего педагога к профессиональному саморазвитию на эстетических основах, диагностики уровня развития профессиональных качеств будущего педагога, их формирование и совершенствование через профессиональные самообразование и самовоспитание, закрепления сформированных профессиональных качеств через практику педагогического общения, проведения самоконтроля результатов проделанной работы.
Разработана модель профессионального саморазвития будущего педагога на эстетичных основах, которая состоит из мотивационного, содержательного и деятельностного компонентов. В соответствии с авторской моделью определено пять этапов профессионального саморазвития на эстетических основах: мотивационный, диагностический, формировочный, практический, самокритичный. Предложены методические материалы относительно осуществления профессионального саморазвития на эстетических основах. Разработаны критерии, показатели и уровни готовности будущих педагогов к профессиональному саморазвитию на эстетических основах.
В результате проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента установлено, что значительное количество студентов недостаточно подготовлено к профессиональному саморазвитию на эстетических основах.
Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента подтвердили положения гипотезы исследования и эффективность разработанной модели профессионального саморазвития будущего педагога на эстетических основах.