Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за
спеціальністю 19.00.07 - педагогічна та вікова психологія. - Національний
педагогічний університет імені М.П.Драгоманова, Київ, 2016.
Дисертаційне дослідження присвячено теоретико-експериментальному
вивченню проблеми формування психологічних механізмів саморозуміння у
майбутніх психологів. Розглянуто і систематизовано психологічний зміст,
структуру, функції саморозуміння. Виявлено критерії (усвідомлення особистістю
своїх слабких й сильних сторін та «Я-реальне» і «Я-ідеальне»), рівні (високий,
середній, низький) та психологічні механізми формування саморозуміння
(самоідентифікація, самоставлення, саморефлексія).
Досліджено специфіку саморозуміння та його психологічних механізмів у
майбутніх психологів третього та п’ятого курсів. Виявлено характерні особливості
профілів студентів у контексті їх саморозуміння та його психологічних механізмів.
Створено психолого-педагогічну модель формування психологічних
механізмів саморозуміння у майбутніх психологів. Обгрунтовано, розроблено,
апробовано та доведено ефективність програми формування психологічних
механізмів саморозуміння у майбутніх психологів в системі фахової підготовки.
Розроблено методичні рекомендації викладачам та студентам щодо
формування психологічних механізмів саморозуміння майбутнього психолога.
Dissertation for the degree of candidate of psychological sciences, specialty
19.00.07 - pedagogical and age psychology. - National Pedagogical University
Dragomanov, Kyiv, 2016.
The thesis is devoted to theoretical and experimental study problems of formation
of psychological mechanisms of self-understanding in future psychologists. Considered
and systematized psychological content, structure and functions of self-understanding.
Found criteria (awareness of their individual strengths and weaknesses and «I-real» and
«I-perfect»), level (high, medium, low) and psychological mechanisms of selfunderstanding
(identity, self-attitude, self-reflection).
The specific self-understanding and its psychological mechanisms in future
psychologists. The characteristic features profiles of students in the context of their selfunderstanding
and their psychological mechanisms.
Created psycho-pedagogical model of psychological mechanisms of selfunderstanding
of future psychologists. Proved, developed, tested and proven effective
program of formation mechanisms of psychological self-understanding of future
psychologists in system training.
Developed methodical recommendations for teachers and students of formation
of psychological mechanisms of self-understanding of the future psychologist.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
по специальности 19.00.07 - педагогическая и возрастная психология -
Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, Киев, 2016.
Диссертационное исследование посвящено теоретико-экспериментальному
изучению самопонимания и его психологических механизмов у будущих
психологов. Уточнено понятие «самопонимание» и взаимосвязь самопонимания с
самосознанием. Рассмотрено и систематизировано психологическое содержание,
структуру, функции самопонимания, а также выяснено его значение в процессе
профессиональной подготовки будущих психологов.
Раскрыта роль самопонимания в профессиональном становлении будущих
психологов (студенческий период развития).
Обоснованы критерии (осознание личностью своих слабых и сильных сторон
и «Я-реальное» и «Я-идеальное»), показатели и уровни (высокий, средний, низкий)
самопонимания будущих психологов.
Выявлены психологические механизмы самопонимания
(самоидентификация, самоотношение и саморефлексия), их критерии (соответственно: конгруэнтность, эмоционально-ценностное переживание чувства
собственного достоинства и осмысления собственной самости) и показатели.
Исследована динамика самопонимания и его психологических механизмов у
будущих психологов на третьем и пятом курсе. Выявлены характерные
особенности профилей студентов в контексте их самопонимания и его
психологических механизмов. Доказано недостаточное развитие самопонимания и
его механизмов в процессе профессиональной подготовки и, как следствие,
необходимость целенаправленного формирования психологических механизмов
самопонимания у будущих психологов.
Создана психолого-педагогическая модель формирования психологических
механизмов самопонимания у будущих психологов. Обоснована, разработана
апробирована и доказана эффективность программы формирования
психологических механизмов самопонимания студентов-психологов в системе
профессиональной подготовки в вузе. Представлены методические рекомендации
преподавателям и студентам по формированию психологических механизмов
самопонимания будущего психолога.