DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10072
Title: Теоретико-методичні засади підготовки майбутніх учителів до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня
Authors: Матвієнко, Олена Валеріївна
Keywords: взаємодія
педагогічна взаємодія
навчально-виховне середовище школи першого ступеня
готовність до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня
професійно-педагогічна підготовка до взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня
взаимодействие
педагогическое взаимодействие
учебно-воспитательная среда школы первой степени
готовность к педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательной среде школы первой степени
профессионально-педагогическая подготовка к взаимодействию в учебно-воспитательной среде школы первой степени
co-operation
pedagogical co-operation
educational-educate space of initial school
readiness to pedagogical co-operation in an educational-educate space of initial school, professionally pedagogical preparation of co-operation
is in an educational-educate space of initial school
Issue Date: 2010
Publisher: Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
Citation: Матвієнко О. В. Теоретико-методичні засади підготовки майбутніх учителів до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня : автореферат дис. ... докт. пед. наук : 13.00.04 / О. В. Матвієнко ; наук. консультант В. І. Бондар ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 34 с.
Abstract: Дисертація містить методологічні, теоретичні, методичні засади професійної підготовки майбутніх учителів до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня. У дисертації розроблено й науково обґрунтовано систему підготовки майбутніх учителів до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня. Вона ґрунтується на положеннях системного, особистісно зорієнтованого та діяльнісного підходів, враховує структуру професійної діяльності вчителя початкової школи, модель готовності майбутнього вчителя до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня, зміст, етапи, педагогічні умови та результат підготовки. Відкореговано зміст фахової освіти майбутніх учителів початкової школи до педагогічної взаємодії й експериментально доведено ефективність впливу введених змін на підвищення рівня їх готовності до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня. Розроблено, апробовано й опубліковано рекомендовані МОН України навчальні посібники з проблеми дослідження.
Диссертация посвящена исследованию актуальной проблемы подготовки в высшем педагогическом учебном заведении будущих учителей начальной школы к педагогическому взаимодействию. Проанализирован генезис научных идей в отечественной и зарубежной педагогике по проблеме педагогического взаимодействия, а также исследовано становление и развитие отечественной системы профессиональной подготовки будущего учителя. Рассмотрены современное состояние, тенденции и особенности этой подготовки в Украине и за рубежом. Теоретически обоснованы концептуальные положения профессиональной подготовки будущих учителей к педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательном пространстве начальной школы, направленные на обеспечение целостности, системности, непрерывности профессиональной подготовки в органическом единстве общего, особенного и частного. Как общее – данная проблема предусматривает влияние мировых глобализационных и интеграционных тенденций на образовательные процессы, является составной частью непрерывного педагогического образования, а также учитывает отечественный и зарубежный опыт профессиональной подготовки специалистов в высшей педагогической школе. Как особенное – такая подготовка обуславливает специфику организации педагогического взаимодействия. Как частное – профессиональная подготовка будущего учителя к педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательном пространстве начальной школы. Анализируется ее содержание на межпредметном, интеграционном, технологическом, проективном уровнях. Создаются действенные стимулы профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса в сфере педагогического взаимодействия. Разработана модель подготовки будущего учителя к педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательном пространстве начальной школы. Модель состоит из трех блоков: целевого, процессуального и результативного. Важными компонентами системы подготовки будущих учителей к педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательном пространстве начальной школы будут: цели и задачи профессиональной подготовки; методологические подходы к построению учебного процесса в высшем учебном заведении, которые обеспечат его направленность на формирование готовности будущих учителей к педагогическому взаимодействию (системный, деятельностный, личностно-ориентированный); структурные компоненты подготовки: ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный, деятельностно-операционный; содержание подготовки: гносиологично-аксиологическая подготовка, профессионально-ориентированная творческая деятельность, операционно-технологическая деятельность, оценочно-рефлексивная деятельность, развитие профессионально-смыслового потенциала будущего учителя начальных классов; технология подготовки (личностно-ориентированная), основу которой составляют инновационные формы и методы обучения; педагогические условия и этапы подготовки (мотивационно-познавательный, операционно-технологический, рефлексивный, ценностно-корректирующий); критерии готовности будущих учителей к педагогическому взаимодействию (сформированность мотивации на педагогическое взаимодействие в учебно-воспитательном пространстве начальной школы; гуманистическая направленность; сформированность профессионально-педагогического сознания и мышления; сформированность педагогических знаний; педагогическая креативность; сформированность педагогических умений); уровни готовности: низкий, средний, достаточный, высокий; результат подготовки: готовность к педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательном пространстве начальной школы. Откорректировано содержание профессионального образования будущих учителей начальной школы к педагогическому взаимодействию и экспериментально доказана эффективность влияния введенных изменений на повышение их готовности к педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательной среде школы первой степени. Разработано, апробировано и опубликовано рекомендуемые МОН Украины учебные пособия по проблеме исследования.
Dissertation contains methodological, theoretical, methodical principles of professional preparation of future teachers to pedagogical co-operation in an educational-educate space of initial school. In dissertation it is developed and scientifically grounded system of preparation of future teachers to pedagogical co-operation in an educational-educate space of initial school. It is based on positions system, personality-oriented, active approaches, takes into account the structure of professional activity of teacher of initial school, model of readiness of future teacher to pedagogical co-operation in an educational-educate space of initial school, maintenance of preparation, stages of preparation, pedagogical terms of preparation, result of preparation. Maintenance of trade education of future teachers of initial school is corrected to pedagogical co-operation and efficiency of influencing of the entered changes is experimentally proved on the increase of their readiness to pedagogical co-operation in an educational-educate space of initial school. It is developed, approved and it is published made to order Department of education and science of Ukraine train aids on issue of research.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10072
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Matvienko OV.pdf1.07 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.