Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Теоретико-методичні засади підготовки майбутніх учителів до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Матвієнко, Олена Валеріївна
dc.date.accessioned 2016-04-29T09:52:24Z
dc.date.available 2016-04-29T09:52:24Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Матвієнко О. В. Теоретико-методичні засади підготовки майбутніх учителів до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня : автореферат дис. ... докт. пед. наук : 13.00.04 / О. В. Матвієнко ; наук. консультант В. І. Бондар ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 34 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10072
dc.description.abstract Дисертація містить методологічні, теоретичні, методичні засади професійної підготовки майбутніх учителів до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня. У дисертації розроблено й науково обґрунтовано систему підготовки майбутніх учителів до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня. Вона ґрунтується на положеннях системного, особистісно зорієнтованого та діяльнісного підходів, враховує структуру професійної діяльності вчителя початкової школи, модель готовності майбутнього вчителя до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня, зміст, етапи, педагогічні умови та результат підготовки. Відкореговано зміст фахової освіти майбутніх учителів початкової школи до педагогічної взаємодії й експериментально доведено ефективність впливу введених змін на підвищення рівня їх готовності до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня. Розроблено, апробовано й опубліковано рекомендовані МОН України навчальні посібники з проблеми дослідження. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена исследованию актуальной проблемы подготовки в высшем педагогическом учебном заведении будущих учителей начальной школы к педагогическому взаимодействию. Проанализирован генезис научных идей в отечественной и зарубежной педагогике по проблеме педагогического взаимодействия, а также исследовано становление и развитие отечественной системы профессиональной подготовки будущего учителя. Рассмотрены современное состояние, тенденции и особенности этой подготовки в Украине и за рубежом. Теоретически обоснованы концептуальные положения профессиональной подготовки будущих учителей к педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательном пространстве начальной школы, направленные на обеспечение целостности, системности, непрерывности профессиональной подготовки в органическом единстве общего, особенного и частного. Как общее – данная проблема предусматривает влияние мировых глобализационных и интеграционных тенденций на образовательные процессы, является составной частью непрерывного педагогического образования, а также учитывает отечественный и зарубежный опыт профессиональной подготовки специалистов в высшей педагогической школе. Как особенное – такая подготовка обуславливает специфику организации педагогического взаимодействия. Как частное – профессиональная подготовка будущего учителя к педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательном пространстве начальной школы. Анализируется ее содержание на межпредметном, интеграционном, технологическом, проективном уровнях. Создаются действенные стимулы профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса в сфере педагогического взаимодействия. Разработана модель подготовки будущего учителя к педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательном пространстве начальной школы. Модель состоит из трех блоков: целевого, процессуального и результативного. Важными компонентами системы подготовки будущих учителей к педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательном пространстве начальной школы будут: цели и задачи профессиональной подготовки; методологические подходы к построению учебного процесса в высшем учебном заведении, которые обеспечат его направленность на формирование готовности будущих учителей к педагогическому взаимодействию (системный, деятельностный, личностно-ориентированный); структурные компоненты подготовки: ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный, деятельностно-операционный; содержание подготовки: гносиологично-аксиологическая подготовка, профессионально-ориентированная творческая деятельность, операционно-технологическая деятельность, оценочно-рефлексивная деятельность, развитие профессионально-смыслового потенциала будущего учителя начальных классов; технология подготовки (личностно-ориентированная), основу которой составляют инновационные формы и методы обучения; педагогические условия и этапы подготовки (мотивационно-познавательный, операционно-технологический, рефлексивный, ценностно-корректирующий); критерии готовности будущих учителей к педагогическому взаимодействию (сформированность мотивации на педагогическое взаимодействие в учебно-воспитательном пространстве начальной школы; гуманистическая направленность; сформированность профессионально-педагогического сознания и мышления; сформированность педагогических знаний; педагогическая креативность; сформированность педагогических умений); уровни готовности: низкий, средний, достаточный, высокий; результат подготовки: готовность к педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательном пространстве начальной школы. Откорректировано содержание профессионального образования будущих учителей начальной школы к педагогическому взаимодействию и экспериментально доказана эффективность влияния введенных изменений на повышение их готовности к педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательной среде школы первой степени. Разработано, апробировано и опубликовано рекомендуемые МОН Украины учебные пособия по проблеме исследования. ua
dc.description.abstract Dissertation contains methodological, theoretical, methodical principles of professional preparation of future teachers to pedagogical co-operation in an educational-educate space of initial school. In dissertation it is developed and scientifically grounded system of preparation of future teachers to pedagogical co-operation in an educational-educate space of initial school. It is based on positions system, personality-oriented, active approaches, takes into account the structure of professional activity of teacher of initial school, model of readiness of future teacher to pedagogical co-operation in an educational-educate space of initial school, maintenance of preparation, stages of preparation, pedagogical terms of preparation, result of preparation. Maintenance of trade education of future teachers of initial school is corrected to pedagogical co-operation and efficiency of influencing of the entered changes is experimentally proved on the increase of their readiness to pedagogical co-operation in an educational-educate space of initial school. It is developed, approved and it is published made to order Department of education and science of Ukraine train aids on issue of research. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова ua
dc.subject взаємодія ua
dc.subject педагогічна взаємодія ua
dc.subject навчально-виховне середовище школи першого ступеня ua
dc.subject готовність до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня ua
dc.subject професійно-педагогічна підготовка до взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня ua
dc.subject взаимодействие ua
dc.subject педагогическое взаимодействие ua
dc.subject учебно-воспитательная среда школы первой степени ua
dc.subject готовность к педагогическому взаимодействию в учебно-воспитательной среде школы первой степени ua
dc.subject профессионально-педагогическая подготовка к взаимодействию в учебно-воспитательной среде школы первой степени ua
dc.subject co-operation ua
dc.subject pedagogical co-operation ua
dc.subject educational-educate space of initial school ua
dc.subject readiness to pedagogical co-operation in an educational-educate space of initial school, professionally pedagogical preparation of co-operation ua
dc.subject is in an educational-educate space of initial school ua
dc.subject.classification 378.091.12.011.3(043.3) ua
dc.title Теоретико-методичні засади підготовки майбутніх учителів до педагогічної взаємодії у навчально-виховному середовищі школи першого ступеня ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу