Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Система методичної підготовки майбутніх вчителів інформатики в педагогічних університетах

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Морзе, Наталія Вікторівна
dc.date.accessioned 2014-12-05T17:55:45Z
dc.date.available 2014-12-05T17:55:45Z
dc.date.issued 2003
dc.identifier.citation Морзе, Наталія Вікторівна. Система методичної підготовки майбутніх вчителів інформатики в педагогічних університетах : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / Н. В. Морзе ; наук. кер. М. І. Жалдак ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 39 с. uk_UA
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6045
dc.description.abstract Дисертація містить дослідження системи методичної підготовки майбутніх вчителів інформатики в педагогічних університетах за умов бурхливого розвитку наукової галузі інформатика, зокрема інформаційно-комунікаційних технологій, та зміни парадигми освіти, в основу якого покладено методологію системного аналізу та методичне проектування як особливий вид професійної діяльності вчителя. Розроблено, теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено теоретичну модель курсу методики інформатики, що дозволило з позицій особистісно-орієнтованого підходу спроектувати методичну систему навчання інформатики в школі, створити навчально-методичні комплекси навчання інформатики в школі та методики інформатики в педагогічному університеті. Вчителі інформатики, оволодівши технологіями проектування, зможуть розробляти власні або перетворювати існуючи методичні системи навчання інформатики в школі за умов профільного навчання. uk_UA
dc.description.abstract В диссертационном исследовании представлено теоретическое обобщение и новое практическое решение проблемы создания целостной системы методической подготовки будущих учителей информатики в условиях бурного развития науки информатики и реформы высшей школы. Принципиально новым в исследовании является: разработка на основе анализа тенденций развития информатики (как науки) и ее влияния на содержание школьного курса информатики собственной концепции обучения информатике в школе, опирающейся на реализацию принципа дифференциации обучения в старшей школе; определение взаимосвязей между уровнем фундаментальной подготовки будущего учителя информатики и уровнем профессиональной подготовки; разработка модели методической системы обучения информатике, отличающейся от существующих наличием технологических компонентов; уточнение понятия методической культуры учителя информатики; разработка научно-методических комплексов для обучения школьной информатике и вузовского курса методики информатики; создание системы методической подготовки будущих учителей информатики в педагогических университетах. Основной характеристикой созданной модели системы методической подготовки является ее ориентация на деятельностный аспект (деятельностную модель) и достижение целей профессиональной самостоятельности будущего педагога. Такая самостоятельность обусловлена уровнем фундаментальной подготовки по информатике, содержание которой учитывает тенденции развития информационно-коммуникационных технологий и информатики, как науки, и уровнем методической подготовки, осуществляемой в рамках курса методики информатики. В основе методологического анализа предпосылок проектирования лежит положение о том, что курс методики информатики является приоритетным и системообразующим в профессиональной подготовке будущего учителя. В курсе методики завершается фундаментализация профессиональной подготовки будущего учителя: в единую систему интегрируются знания общекультурного, психолого-педагогического и предметно-информационного циклов. Содержание методической подготовки будущего учителя информатики базируется на теоретических основах проектирования методической системы обучения информатике. В исследовании показано, что методическая система обучения информатике как совокупность пяти иерархически взаимозависимых компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения в условиях развития современных информационно-телекоммуникационных технологий меняет свой компонентный состав и структуру, становится открытой системой с размытыми границами и нечетко определенными компонентами и должна рассматриваться на базе методологии “мягких” систем. Открытость методической системы проявляется в значительном влиянии контекста социального, образовательного и технологического характера на функционирование ее компонентов. Нечеткость компонентов выражается в их существенном взаимопроникновении и интеграции. Обосновано изменение целей обучения информатики в современном контексте развития образования. Современный прогресс предметной области информатики, в частности, развитие информационно-телекоммуникационных технологий, а также изменение социального контекста развития образования приводят к изменениям целей обучения информатике, среди которых ведущими являются: формирование у учащихся стабильных навыков работы с информационными компьютерными технологиями, способностей и стремления адаптироваться в информационной среде деятельности, изменяющейся быстрыми темпами; пропедевтика дальнейшей подготовки по информатике на протяжении всей жизни при ориентации на индивидуальные запросы ученика. Разработаны основные компоненты методической системы подготовки будущих учителей информатики в педагогических университетах, обоснован выбор учебного материала, составляющего содержание методической подготовки, исходя из деятельностной модели учителя, что позволяет построить инвариантную методическую компоненту модели будущего специалиста в виде фрагмента образовательно-квалификационной характеристики. uk_UA
dc.description.abstract This thesis is devoted to research of the of the methodic system of computer science teachers’ training in pedagogical universities under intensive development of Computer Science as a scientific branch especially information technologies as well as changes in educational system. The research is based on system analysis methodology and methodic planning as a special kind of a teacher’s professional activity. The theoretical course model for Computer Science methodic is made up, theoretically grounded and checked up with the help of an experiment. As a result the methodic system of Computer Science training in school was projected basing on a personality oriented approach, a complex set of methodic and teaching materials for Computer Science training in school and Computer Science methodic in pedagogical university were developed. Having learnt projected technologies, Computer Science teachers will be able to work out their personal or improve existing methodic systems for Computer Science teachings in school according to scientific field teaching. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова uk_UA
dc.subject інформатика uk_UA
dc.subject информатика uk_UA
dc.subject Computer Science uk_UA
dc.subject система методичної підготовки uk_UA
dc.subject система методической подготовки uk_UA
dc.subject system of methodical training uk_UA
dc.subject методична культура uk_UA
dc.subject методичная культура uk_UA
dc.subject methodic culture uk_UA
dc.subject методика інформатики uk_UA
dc.subject методика информатики uk_UA
dc.subject computer science methodic uk_UA
dc.subject системний аналіз uk_UA
dc.subject системный анализ uk_UA
dc.subject systemic analysis uk_UA
dc.subject педагогічне проектування uk_UA
dc.subject педагогическое проектирование uk_UA
dc.subject pedagogical projecting uk_UA
dc.subject модель вчителя uk_UA
dc.subject модель учителя uk_UA
dc.subject a teacher model uk_UA
dc.subject добір змісту освіти uk_UA
dc.subject отбор содержания образования uk_UA
dc.subject curriculum selection uk_UA
dc.subject технологія добору методів uk_UA
dc.subject технология отбора методов uk_UA
dc.subject methods selection technology uk_UA
dc.subject модульно-рейтингова система uk_UA
dc.subject модульно-рейтинговая система uk_UA
dc.subject modulus and rating system uk_UA
dc.subject.classification 372.851.9 uk_UA
dc.title Система методичної підготовки майбутніх вчителів інформатики в педагогічних університетах uk_UA
dc.type Other uk_UA


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу