Дисертація містить дослідження системи методичної підготовки майбутніх вчителів інформатики в педагогічних університетах за умов бурхливого розвитку наукової галузі інформатика, зокрема інформаційно-комунікаційних технологій, та зміни парадигми освіти, в основу якого покладено методологію системного аналізу та методичне проектування як особливий вид професійної діяльності вчителя.
Розроблено, теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено теоретичну модель курсу методики інформатики, що дозволило з позицій особистісно-орієнтованого підходу спроектувати методичну систему навчання інформатики в школі, створити навчально-методичні комплекси навчання інформатики в школі та методики інформатики в педагогічному університеті.
Вчителі інформатики, оволодівши технологіями проектування, зможуть розробляти власні або перетворювати існуючи методичні системи навчання інформатики в школі за умов профільного навчання.
В диссертационном исследовании представлено теоретическое обобщение и новое практическое решение проблемы создания целостной системы методической подготовки будущих учителей информатики в условиях бурного развития науки информатики и реформы высшей школы.
Принципиально новым в исследовании является: разработка на основе анализа тенденций развития информатики (как науки) и ее влияния на содержание школьного курса информатики собственной концепции обучения информатике в школе, опирающейся на реализацию принципа дифференциации обучения в старшей школе; определение взаимосвязей между уровнем фундаментальной подготовки будущего учителя информатики и уровнем профессиональной подготовки; разработка модели методической системы обучения информатике, отличающейся от существующих наличием технологических компонентов; уточнение понятия методической культуры учителя информатики; разработка научно-методических комплексов для обучения школьной информатике и вузовского курса методики информатики; создание системы методической подготовки будущих учителей информатики в педагогических университетах.
Основной характеристикой созданной модели системы методической подготовки является ее ориентация на деятельностный аспект (деятельностную модель) и достижение целей профессиональной самостоятельности будущего педагога. Такая самостоятельность обусловлена уровнем фундаментальной подготовки по информатике, содержание которой учитывает тенденции развития информационно-коммуникационных технологий и информатики, как науки, и уровнем методической подготовки, осуществляемой в рамках курса методики информатики.
В основе методологического анализа предпосылок проектирования лежит положение о том, что курс методики информатики является приоритетным и системообразующим в профессиональной подготовке будущего учителя. В курсе методики завершается фундаментализация профессиональной подготовки будущего учителя: в единую систему интегрируются знания общекультурного, психолого-педагогического и предметно-информационного циклов. Содержание методической подготовки будущего учителя информатики базируется на теоретических основах проектирования методической системы обучения информатике.
В исследовании показано, что методическая система обучения информатике как совокупность пяти иерархически взаимозависимых компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения в условиях развития современных информационно-телекоммуникационных технологий меняет свой компонентный состав и структуру, становится открытой системой с размытыми границами и нечетко определенными компонентами и должна рассматриваться на базе методологии “мягких” систем. Открытость методической системы проявляется в значительном влиянии контекста социального, образовательного и технологического характера на функционирование ее компонентов. Нечеткость компонентов выражается в их существенном взаимопроникновении и интеграции.
Обосновано изменение целей обучения информатики в современном контексте развития образования. Современный прогресс предметной области информатики, в частности, развитие информационно-телекоммуникационных технологий, а также изменение социального контекста развития образования приводят к изменениям целей обучения информатике, среди которых ведущими являются: формирование у учащихся стабильных навыков работы с информационными компьютерными технологиями, способностей и стремления адаптироваться в информационной среде деятельности, изменяющейся быстрыми темпами; пропедевтика дальнейшей подготовки по информатике на протяжении всей жизни при ориентации на индивидуальные запросы ученика.
Разработаны основные компоненты методической системы подготовки будущих учителей информатики в педагогических университетах, обоснован выбор учебного материала, составляющего содержание методической подготовки, исходя из деятельностной модели учителя, что позволяет построить инвариантную методическую компоненту модели будущего специалиста в виде фрагмента образовательно-квалификационной характеристики.
This thesis is devoted to research of the of the methodic system of computer science teachers’ training in pedagogical universities under intensive development of Computer Science as a scientific branch especially information technologies as well as changes in educational system. The research is based on system analysis methodology and methodic planning as a special kind of a teacher’s professional activity.
The theoretical course model for Computer Science methodic is made up, theoretically grounded and checked up with the help of an experiment. As a result the methodic system of Computer Science training in school was projected basing on a personality oriented approach, a complex set of methodic and teaching materials for Computer Science training in school and Computer Science methodic in pedagogical university were developed.
Having learnt projected technologies, Computer Science teachers will be able to work out their personal or improve existing methodic systems for Computer Science teachings in school according to scientific field teaching.